Ибрагимов Галимджан Гирфанович

Дата события: 12 марта 1887 года



Татарский писатель, публицист и общественный деятель.

В переулке Левашова города Оренбурга сохранилось здание мечети. В. В. Дорофеев в книге «Над Уралом-рекой» пишет: «Первым зданием, построенным в XIX веке на казенный счет, была мечеть... здание это сохранилось до наших дней, утратив минарет и связанную с ним часть со стороны переулка Каширина».

Именно здесь, в медресе Вали-муллы, учился классик татарской литературы Галимджан Ибрагимов. Будущий писатель родился 12 марта 1887 г. в татарском селе Султанмуратово, расположенном в 80 километрах южнее Уфы, на старинном Оренбургском тракте. Начальное образование он получил в деревенском медресе. Родители Галимджана, желая дать своим сыновьям приличное образование, решили устроить их в одно из городских учебных заведений. С этой целью осенью 1899 г. отец привозит Галимджана и его брата Шакирзяна в Оренбург.

Старший брат поступает в медресе «Хусаиния», довольно популярное в свое время, а Галимджану в приеме было отказано, и он вынужден был остаться в медресе Вали-муллы, пользовавшемся плохой славой во всей округе. Утвердившиеся здесь схоластические методы обучения и консервативные порядки убивали в шакирдах всякое желание учиться. Это медресе было, как и тысячи других, в которых учились мальчики-мусульмане. Сам Ибрагимов в романе «Наши дни» писал об этом: «Годы, проведенные... в медресе, накладывают на шакирдов как бы каторжное клеймо. Радостные, озорные, румяные мальчики после нескольких лет пребывания в медресе сгибаются, точно под тяжестью груза, их лица, как у тюремных заключенных, годами не видящих солнца, лишенных свежего воздуха, покрываются землистой бледностью, в глазах затаиваются тени смерти. Всеми ими овладевает робость, равнодушие, безнадежность. Они становятся воплощенным в человеческом образе страданием».

Революция 1905 г. всколыхнула шакирдов. Под влиянием развернувшихся событий они начинают протестовать, требуя радикально улучшить их положение. Зачинщики волнений были изгнаны из медресе. Среди них оказался и Галимджан. В 1906 г. он переехал в Уфу.

Первый рассказ Ибрагимова «Изгнание шакирда Заки из медресе» был опубликован в 1907 г. в газете «Аль-Ислах». Рассказ этот во многом автобиографичен: как и самого Ибрагимова, его героя изгоняют из медресе за вольнодумие.

Уже в ранних произведениях Г. Ибрагимова отчетливо видны напряженные идейно-эстетические искания, отмеченные резким конфликтом между идеалом и действительностью. Таковы рассказы 1911-1912 гг. «Угасший ад», «В море», «Любовь - счастье» и ранний роман «Молодые сердца». Романтические тенденции в творчестве писателя были связаны в те годы с образом положительного героя, который нередко выступал в субъективно-лирическом плане. Выражая резкое недовольство окружающим и не видя выхода, он не в силах избежать драматического и даже трагического исхода своей судьбы.

Современный исторический процесс еще раз показал, что проблемы, затронутые Ибрагимовым в его теоретических трудах и художественном творчестве, столь же злободневны, как и в начале ХХ века. Судьба нации, история религии, татарский народ в годы революций 1905, 1917 гг., процесс созидания нового, судьба женщины и многое другое - все это волновало писателя и образно воплотилось в его творчестве. Эти проблемы столь остро стоят и перед нашими современниками.

Ибрагимов не создавал эталонов на все времена, но его герои стремились служить народу, стране, боролись и гибли, верные своим идеалам, принципам. Ибрагимов и сам остался верен своим принципам до конца. Его произведения учат любви ко всему живому. Его замечательные рассказы, повести, романы воспевают прекрасное чувство любви - это «Алмачуар» («Чубарый»), «Судьба татарки», «Дочь степи», «Глубокие корни» и др.

Литературное наследие Г. Ибрагимова необычайно богато. Его жизнь, как и жизни тысяч жертв сталинских репрессий, трагически оборвалась в 50 лет. За этот период писателем созданы десятки рассказов, 3 повести, 4 романа, одна из первых революционных пьес. Кроме того, Ибрагимовым опубликовано 12 научных книг по истории революционного движения, теории и истории литературы, эстетике и лингвистике, около 350 теоретических, критических и публицистических статей, более 10 учебников по языку и литературе. Общий объем художественного и научного наследия Г. Ибрагимова составляет почти 700 авторских листов.

Альфия Абдулхаликова,>

кандидат педагогических наук, доцент



Источник :

Имамутдинов, Р. Писатель, ученый : [к 100-летию со дня рождения] // Блокнот агитатора. - 1987. - № 5. - С. 29-32.

Библиография :

1. Писатель, революционер, ученый : материалы научной конференции, посвященной 90-летию Г. Ибрагимова. - Казань : Татарское книжное издательство, 1980. - 190 с.

2. Хабутдинов, А. Рождение татаризма. Галимджан Ибрагимов (1887-1938) / А. Хабутдинов // Лидеры нации / А. Хабутдинов. - Казань : Татарское книжное издательство, 2003.

3. Хасанов, М. Х. Галимджан Ибрагимов / М. Х. Хасанов. - Казань : Татарское книжное издательство, 1977. - 432 с.

  Просмотров: 1539