Исрафилов Рифкат Вакилович

Дата события: 6 августа 1941 года



Народный артист РФ, художественный руководитель Оренбургского государственного областного драматического театра им. Горького, профессор.

 

Автобиография

Я родился 6 августа 1941 г. в д. Ново-Муслюмово Мечетлинского района Башкирской АССР. Мою мать звали Хатмиямал. Отца - Вакил. Оба из крестьян. В семье было шестеро детей.

Мы получили, как говорится, деревенское воспитание, рано привыкли к трудовой дисциплине, поэтому с малых лет приучены и к работе, и к самостоятельности, и к ответственности.

Я окончил семь классов Ново-Муслюмовской начальной школы, продолжил обучение в Большакинский средней школе - одной из лучших в районе. В ней все учителя были выпускниками Казанских университетов. По окончании я вернулся в свою деревню. Тогда был издан указ об обязательном трудовом стаже по завершении среднего образования, поэтому я стал работать: больше года - директором сельского дома культуры, затем - инструктором райкома комсомола Мечетлинского района. А уже после продолжил учиться в Стерлитамакском культурно-просветительском училище, перевелся на второй курс театрального факультета Уфимского училища искусств, окончил его с отличием и был принят в труппу Башкирского академического театра им. М. Гафури, где работал до 1968 г.

Надо признать, что я всегда чувствовал недостаток образования, мне не хватало глубоких знаний в профессии, и я не оставлял надежды продолжить учебу в столичных вузах страны. И вот в 1968 г. я поехал поступать в ГИТИС. В тот год курс должен был набирать Анатолий Васильевич Эфрос, однако ему не дали такой возможности. И на курс назначили Андрея Алексеевича Попова - замечательного педагога и талантливого мастера. На одно место претендовало 139 человек. Конкуренция была, казалось, немыслимая. Но уверенность в своей удаче меня не покидала. И по конкурсу прошел!

Наш курс был сильным. Со мной вместе учились такие замечательные режиссеры, как Борис Морозов, Анатолий Васильев, Иосиф Райхельгауз и многие другие, впоследствии получившие признание в театральном мире. В 1972 г. на сцене Башкирского театра я поставил свой преддипломный спектакль «Галиябану» по пьесе татарского драматурга М. Файзи. В 1973 г. с постановкой «Неотосланные письма» по повести А. Кутуя защитил диплом режиссера. Для меня это был первый опыт написания инсценировки. Я благодарен за ценные советы своему педагогу М. М. Буткевичу. Тогда мои первые спектакли вошли в репертуар театра и жили много лет на сцене. Я вернулся в Уфу режиссером-постановщиком Башкирского академического театра, а затем стал главным режиссером, художественным руководителем Башкирского театра им. М. Гафури, в котором проработал более 20 лет.

Но жизнь не бывает без перемен. В 1995 г. я вынужден был уволиться из театра. Вел курс студентов актерского отделения в Уфимском институте искусств, когда получил приглашение возглавить Оренбургский драматический театр. Предложения поступали из разных городов: Казани, Краснодара, Астрахани, однако Оренбург был ближе всего, и я выбрал его.

С 1997 г. вся моя творческая энергия направлена на строительство Оренбургского драматического театра им. М. Горького. Культурная среда Оренбуржья всегда давала возможность духовного обогащения людям искусства. В этом отношении Оренбургский край благодатный.

Самым большим достижением я считаю открытие кафедры актерского мастерства в Оренбургском государственном институте искусств им. Л. и М. Ростроповичей. В этом деле огромную роль сыграли В. Н. Флейшер и Б. П. Хавторин. Мы стали растить свою команду единомышленников. А это ключевой фактор в создании благоприятной творческой атмосферы в театре. Без подготовки своих кадров развитие театрального искусства невозможно. Сегодня уже более 80 % труппы состоит из выпускников Оренбургского института.

На оренбургской сцене мной поставлено несколько десятков спектаклей, и все они мне дороги. Этапным можно назвать «Дон Жуана» по пьесе Ж.-Б. Мольера. Исполнителем главной роли был Олег Бажанов. С артистом уникального природного дарования Олегом Хановым вышли спектакли «Отец» А. Стриндберга, «Маскарад» М. Лермонтова, вершиной нашего творчества стал «Ричард Третий» У. Шекспира. Эта роль принесла Олегу Ханову общее признание в театральном мире и премию К. С. Станиславского.

Конечно, спектакль «Капитанская дочка» по повести А. С. Пушкина - визитная карточка нашего театра. Мы обращались к этому произведению дважды, потому что темы, идеи, художественное преломление Пушкиным истории страны и судеб народа, да еще и связь с Оренбуржьем делают эту постановку для нас значимой и всегда актуальной. Из последних премьер мне кажется интересной работа актеров в спектакле по пьесе Я. Пулинович «Земля Эльзы».

Меня всегда интересовала встреча с хорошей драматургией. Большими творческими открытиями стали спектакли по произведениям А. Вампилова, Б. Васильева, В. Шукшина. Многие интересные спектакли репертуара жили на сцене по многу лет, многие собирают зрителей и сегодня. Спектакли нашего театра становились и становятся лауреатами престижных театральных фестивалей страны. Принесли награды театру спектакли: «Раба своего возлюбленного» Лопе де Веги, «Очень простая история» М. Ладо, «Милые люди» В. Шукшина... Спектакль «А зори здесь тихие...» получил признание не только в России, но и за рубежом - в Марселе.

Значительными событиями в моей профессиональной деятельности стали постановки в Москве, где удалось поработать с замечательными артистами Российского академического молодежного театра (1982, спектакль «Долгое-долгое детство» М. Карима) и Московского театра им. М. Ермоловой (2002, «Раба своего возлюбленного» Лопе де Вега). Эти спектакли прозвучали очень интересно и долго были в репертуаре театров.

Для любого человека важно постоянно расширять круг своих знаний, увеличивать пространство художественного видения мира. Важно участие в театральных конкурсах, смотрах, семинарах... Еще в молодости в составе делегатов от Советского Союза я стал участником Кубинского конгресса Международного института театров при Юнеско, где встретился с Фиделем Кастро и другими известными людьми. Благодаря Международному институту театра у деятелей искусства разных стран есть уникальная возможность встречаться, общаться, обмениваться опытом, узнавать много нового и интересного о том, чем живет и дышит театральный мир на нашей планете.

На моем жизненном и творческом пути я встретился с очень многими замечательными людьми, которые сыграли важную роль в моем становлении как художника, познании тайн режиссерской профессии. Это народные артисты СССР А. А. Попов, Г. А. Товстоногов, народные артисты РСФСР М. О. Кнебель, И. И. Судакова, заслуженный деятель искусств РСФСР А. В. Эфрос, режиссер и театральный педагог М. М. Буткевич.

Особенно я благодарен судьбе за встречу и годы дружбы с народным артистом СССР, Героем социалистического труда и лауреатом всех премий Михаилом Александровичем Ульяновым. Сначала мы вместе работали в ВТО (потом СТД), где он был председателем. Мы стали друзьями. Он бывал и на моей родине - в д. Новомуслюмово. Когда я приезжал в Москву на секретариат, то останавливался в гостинице «Минск» - это напротив дома Ульянова. Утром Михаил Александрович звонил мне и говорил: «Каша готова - на стол подано. Прошу к столу!» Я иногда завтракал у него. В моей жизни этот человек сыграл колоссальную роль, я всегда и во всем ощущал его поддержку.

Вот уже 25 лет я являюсь секретарем СТД и председателем Совета Республик СТД РФ, непосредственно занимаюсь театрами Кавказа. Провожу режиссерские лаборатории с представителями театров Северного Кавказа, Абхазии, Южной Осетии. Много лет назад был организован фестиваль «Сцена без границ» (г. Владикавказ) специально для театров Кавказа. В последние годы учрежден фестиваль национальных театров «Федерация» в Грозном. Эти фестивали имеют огромное значение для творческого развития национальных театров.

Каким я вижу театр в будущем? Уверен: то, что придумали и сформулировали наши великие реформаторы К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко о русской психологической школе театра, будет жить вечно. Форму всегда будут искать новую, но содержание останется незыблемым. Оно и дает импульсы живого театра! Я за живой театр!

Август 2020 г. 



Источник :

Исрафилов Рифкат Вакилович // Оренбургская биографическая энциклопедия / составитель Л. Большаков. - Оренбург, 2000. - С. 127.

Библиография :

1. Бакулина, С. Рифкат Исрафилов: «Меня художником сделала русская интеллигенция» / С. Бакулина; фото В. Худякова // Оренбуржье. - 2001. - 17 октября.

2. Исрафилов, Р. Все познается в сравнении / подготовили Т. Текутьева, Р. Исрафилов // Оренбургская неделя. - 2002. - 25 сентября. - С. 6 : ил., фото.

3. Исрафилов, Р. Есть только две нации: хороший человек или плохой / Р. Исрафилов ; [беседовала] В. Соколова // Южный Урал. - 2011. - 18 мая. - С. 29.

4. Исрафилов, Р. За спектаклем спектакль / Р. Исрафилов // Оренбургская неделя. - 2001. - 15 августа. - С. 7 : ил., портр.

5. Текутьева, Т. Исрафилов оренбургского периода / Т. Текутьева // Оренбургское время. - 2001. - 24 октября. - С. 19 : ил.

6. Текутьева, Т. Любите ли вы театр? / Т. В. Текутьева // Гостиный двор. - 2003. - № 12+1. - С. 70-76 : фото.

7. Шарапова, Е. «Он созидатель по сути своей» / Е. Шарапова; фото В. Худяков // Оренбургский край. - 2001. - № 3. - С. 40-41 : фото.

8. Исрафилов, Р. В. «Полет в клетке» : заметки режиссера : учебное пособие / Р. В. Исрафилов ; научный редактор В. А. Логинова ; Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей. - Оренбург : ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей : ОГУ, 2011. - 148 с. : ил., фото.

 

  Просмотров: 1406