Дата события: 6 декабря 1896 года
Родился в деревне Шалабино Костромской губернии в большой семье. В 1908 г. семья перебралась в Оренбург. Николай поступил в городское училище, а в 1912 г. - в Пензенское училище им. Н. Д. Селиверстова.
В 1917 г. его призывают в армию и направляют в школу прапорщиков, затем - дутовская, армия. Из нее через три месяца Прохоров бежит в один из башкирских полков. С 1919 г. он - боец Красной армии. Воевал в Закавказье. Там он находит время для быстрых набросков заинтересовавших его участков природы, аулов, развалин и крепостных стен... Рисунки «Закавказье. Анненфельд» (1920), «Пейзаж с сидящими фигурами» (1920) - драгоценная часть жизни Прохорова. Кстати, ни одного наброска, связанного с военными действиями, среди них нет.
В августе 1921 г. Прохоров приезжает в Оренбург, устраивается работать художником-декоратором в мастерскую Главполитпросвета Киргизской Республики. В этом же году Прохоров приводит в шумный, но дружный дом своего отца молодую жену Зинаиду Мамонтовну, как она напишет потом: «...Я была в семье одиннадцатой».
Мечтая стать художником, Прохоров всё острее ощущал недостаточность своего художественного образования, в августе 1922 г. супруги уезжают в Петроград. С нехитрым скарбом, почти без денег они пытаются устроиться, снимают комнату; кровать, стол, два стула - «дали добрые люди». Прохоров по рекомендации бюро Рабиса Киргизской автономной республики (частью которой был в то время Оренбургский край) поступает в Академию художеств (Высший художественно-технический институт). Учителя Прохорова - П.А. Шиллинговский (1881-1942), Е.К. Кругликова (1865- 1941), В.М. Конашевич (1888-1963), Д.И. Митрохин (1888-1973) - замечательные художники, классики русского и советского искусства графики.
После окончания института (1927 г.) Прохоров успешно работает по заказам Ленинградского книжного издательства, участвует на выставках, как в стране, так и за рубежом, становится признанным мастером ксилографии - гравюры на дереве, обрезает собственный графический почерк. Замечательны его иллюстрации к книге Ф. Зубарева «Быструшанские колхозники» (1931).
Бурное развитие промышленного производства в 30-е годы вызвало потребность в появлении рекламной графики. И тут Прохоров находит применение своим талантам, лаконизм и вместе с тем декоративная выразительность его манеры делают запоминающимся даже крошечные этикетки «Синька для белья», «Табак. Смычка» и т.д.
Особенно выразительны были исполненные в начале 30-х годов рисунки тушью. Образ страны, создающей, строящей, возникает в работе «Завод» (1931).
Прохоров принимает активное участие в экспозициях художественных выставок в Ленинграде, Москве, за рубежом. Его работы закупаются в самые известные в стране музеи - Государственный музей изобразительных искусств им А.С. Пушкина, Государственный Русский музей. В 1932 г. Прохоров становится членом Ленинградского отделения Союза художников.
В 1935 г. он срочно покидает Ленинград. Последний период его жизни и творчества связан Оренбургом, в то время маленьким провинциальным городом. Невероятное количество рисунков было сделано им во второй половине 30-х годов, запечатлевших Оренбург довоенный.
В 1937 г. отмечалась годовщина гибели Пушкина, художник работал над Пушкинской темой: гравюра «Пушкин на оренбургском базаре» (1936 г.), «Пушкин и Даль в Оренбурге» (1936).
Во второй половине 30-х годов Прохорова особенно привлекает техника акварели, которой он пользуется виртуозно. В 1938 г. он пишет акварель «На оренбургском базаре» - итог его многодневных наблюдений.
Тревожная атмосфера близящейся войны, ощущение близящейся неотвратимой катастрофы передает картина «На стрельбах» (1938 г.).
Последний по времени рисунок Прохорова помечен 27 июня 1941 г. На обороте надпись «Гитлер хочет сделать весь мир по своему гнусному образцу и подобию людоеда». Изображено некое чудовище в каске с рогами и фашистской свастикой, вооружённое огромным ножом за поясом, топором в руке, в руке отрубленные головы, у ног - черепа, кости...
С 1941 г. Прохоров на фронте. Из-под Сталинграда пишет письма жене Зинаиде Мамонтовне. 16 июля 1942 г. художник пишет: «Изредка делаю зарисовки. Для будущих работ собираю материал. После войны поработаю». Это письмо было последним. Согласно свидетельству его фронтового товарища Прохоров был ранен на станции Лог, в 80 километрах от Сталинграда. Скончался Николай Дмитриевич 29 июля 1942 г. в эвакогоспитале.
Источник :
1. Медведева, Л. [Н. Д. Прохоров] // Медведева Л. Художники Оренбургской области / Л. Медведева. - 2- е изд., перераб. и доп. - Челябинск, 1985. - С. 15-17.
2. Художники Оренбургской области : библиогр. указ. / ОУНБ им. Н. К.Крупской, Библиогр. отд. ; сост. Е. В. Гинтер. - Оренбург, 1982. - 46 с.
Библиография :
1. Выставка «Художники Оренбурга»: (из фонда музея) : 20-50 годы / Оренб. музей изобр. искусств. - Оренбург, 1993. - 12 л.
2. Медведева, Л. С. Я - художник. Николай Прохоров / Л. С. Медведева. - Оренбург : Оренб. книга, 2010. - 144 с.
3. Кузахметов, Р. К. «Фронт искусства» : художники Оренбуржья в годы Великой Отечественной войны // «Идет война народная, священная война» (к 70-летию начала Великой Отечественной войны) : материалы межрегион. науч.-практ. конф. / Науч.-исслед. ин-т истории и этнографии Южного Урала. - Оренбург, 2011. - С. 39-46.
4. Медведева, Л. С. Обжигающее дыхание времени... : об оренбургском художнике Николае Прохорове // Гостиный двор. - 2012. - № 39. - С. 359-368.
5. Медведева, Л. И сейчас живой... // Оренбургский край. - 2010. - №4. - С. 54-56.
6. Орлова, Т. В. Художник рисует город // Гостиный двор. - 2005. - № 17. - С. 98-104.