Заслуженный художник России.
Родился в Астрахани. В автобиографии художник пишет: «В далёких уголках памяти всплывают воспоминания о Волге, о большой воде, о семнадцатой пристани, куда меня водили братья купаться. Где стояли огромные суда волжской флотилии, которые приводили меня в восторг своим величием и красотой. Мне было 6 лет, когда наша семья переехала из Астрахани, но из детской памяти отчётливо вырисовываются очертания высоких камышовых берегов, лиманы, полные таинств, тихий всплеск рыбы. Со всем этим пришлось расстаться. Мою старшую сестру Надию после окончания финансового техникума направили по комсомольской путёвке в целинный край - Оренбургскую область, на важную стройку Орско-Халиловского комбината. Так в 1953 г. я оказался с мамой и старшей сестрой в Новотроицке».
В Новотроицке, в городской изостудии под руководством одарённого художника, талантливейшего педагога В. А. Кожевникова он получил первые уроки рисования и краеведения.
Первые детские впечатления от природы на пленэре описывает так: «Бескрайние просторы оренбургской земли, взгляд ищет опоры, а перед тобой до горизонта белый лист зимней степи. Дух захватывает! Какая погода! Дышится легко до головокружения. Я постепенно - и чем дальше, тем больше - влюблялся в Оренбуржье».
В 1967 г. стал студентом Чебоксарского пединститута художественно-графического факультета. Инициатором этого шага был В.А. Кожевников, сам получивший образование в этом учебном заведении. После успешной защиты диплома (дипломная работа «Ополченец. 41 год» экспонировалась на Всесоюзной выставке дипломных работ) в 1973 г. мечта осуществилась, и Рашид поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И.Сурикова.
В институте Асаев прошёл школу народного художника СССР, академика Российской академии художеств Ю. К. Королёва. Крепкий, несколько жёсткий рисунок, композиционная изобретательность, отсутствие небрежности - принципы учителя, которые стали стилеобразующимн в творчестве выпускника.
Дипломной работой Р. Асаева был проект оформления зала торжеств в здании Всесоюзной аттестационной комиссии. Тему «Искусство, наука, труд» по замыслу воплощала серия торжественно-строгих, архитектурно-стройных натюрмортов с прямыми сюжетными решениями.
На второй областной молодёжной выставке в 1981 г. натюрморт «Искусство» (1980 г.), возродившийся из дипломной серии, стал одним из самых интересных в выставочном пространстве. Автору присуждена 1-я премия. Натюрморт был приобретён Оренбургским музеем изобразительных искусств и сразу стал частью постоянной музейной экспозиции.
После института, в 1979 г., молодой художник-монументалист, полный творческих планов и готовый свернуть горы, приезжает в Оренбург. В те годы профессия художника, действительно, была престижной, а творчество монументалиста востребованным (шла ориентация на монументальные формы искусства, связанные с городской средой, с архитектурой).
Строился газзавод, и вместе с этим гигантом обновлялся город, появлялись новые районы, проспекты, здания. Именно в 70 - 90-е годы создаются самые известные и самые яркие произведения городского монументального искусства. В Оренбурге крупнейшие, самые знаковые монументальные проекты выполнялись Рашидом Асаевым. Он работал напряжённо, с полной отдачей сил. Его мозаичные панно украсили новые городские объекты: Дворец культуры «Газовик» (1983 г.), торговый комплекс «Радуга» (1982 г.), рынок в Степном посёлке (1989 г.), стадион «Динамо» (1988 г.). Монументальные росписи выполняются для городской станции юных техников (1979 - 1981 гг.), музея Ю. А. Гагарина в бывшем лётном училище, для библиотеки Н. А. Некрасова (1983 г.), муниципальной клинической больницы № 5 (1991 г.).
В работах 80-90-х гг. он смог в полной мере реализовать своё стремление высказаться как художник-монументалист, создав произведения высокого художественного уровня и подлинного гражданского звучания.
Последние крупные монументальные проекты Р. Асаева были связаны с оренбургскими драматическими театрами. В начале 90-х гг. выполнено восемнадцать эскизов для Татарского драматического театра им. М. Файзи, которые включают в себя клеммы на стенах, роспись потолка, занавес. Художник прошёл сложный процесс поиска своего отношения к национальным художественным традициям, которые он по-своему претворил в обновлённом смысловом содержании в целостные декоративные композиции.
Высокая колористическая культура, современные изобразительные приёмы отличали проект 2006 г. - росписи межэтажного пространства в новом здании Оренбургского драматического театра им М. Горького. По замыслу автора несколько панно должны были украсить стены маршей лестниц и выступать прелюдией к театральному действу.
Картины Р. Я. Асаева находятся в Государственной Третьяковской галерее, Пермской картинной галерее, Оренбургском музее изобразительных искусств, в частных собраниях России и за рубежом. В 1986 г. в фонды Третьяковской картинной галереи поступил «Портрет сына Тимура» (1985 г.), выполненный с любовью и нежной отцовской привязанностью к сыну. Портрет дочери Маши «Крепкий сон» (1985 г.), посвящённый великому празднику, где соединился салют Победы со счастьем мирного сна ребёнка, находится в коллекции Оренбургского областного музея изобразительных искусств, как и многие другие работы художника.
Р. Я. Асаев - участник многих выставок - международных, всесоюзных, областных. В 1982 г. на Всесоюзной художественной выставке «Молодость страны» художник показал пять натюрмортов: «Строительство», «Авиация», «Навигация», «Космос», «Искусство». Натюрморты экспонировались на Международной выставке «Биеннале 82» во Франции, были участниками художественной выставки в Дни искусства России в Италии.
Плодотворной оказалась поездка в том же году на творческую дачу «Сенеж». Палитра художника стала богаче и разнообразнее. «Интерьер в «Сенеже» (1982 г.)
В 2008 г. получил Почетную грамоту Министерства культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области.
Источник :Асаев Рашид Якубович // Оренбургская биографическая энциклопедия / сост. Л. Н. Большаков. - Оренбург : Оренб. кн. изд-во ; Москва : Русская кн., 2000. - С. 24.
Библиография :
1. Рашид Асаев. Живопись: монументальная, станковая, декоративная: альбом. - Екатеринбург: «ИПП «Уральские рабочие», 2014. - 144 с.
2. Асаев Рашид Якупович // Всероссийский пленэр в Бузулукском бору : каталог / Оренбургское обл. отделение Всерос. творческой общ. орг. «Союз художников России» ; сост. А. М. Кальвина. - [Оренбург], 2012. - С. 8-9.
3. Рашид Асаев // Десять художников Оренбурга : живопись. Графика. Скульптура : каталог [выст.] / сост. Г.Г. Копылова. - М. : Сов. художник, 1986. - С. 2-5.
4. Асаев Рашид Якупович // Художники Оренбуржья : альб. / Оренб. обл. отделение Всерос. творческой общ. орг. «Союз художников России» ; авт.-сост. А. М. Кальвина. - Оренбург : Оренб. кн. изд-во им. Г.П. Донковцева, 2015. - С. 257.
5. Бушухина, И. В. «Тяга к пространству, воздуху, небу...» / И. В. Бушухина // Гостиный Двор. - 2014. - № 47, декабрь. - С. 356-362.
6. Свирина, Н. В. Оренбург XVIII - XX веков : архитектурно-художественные аспекты / Н. В. Свирина // Гостиный двор. - 2005. - № 17. - С. 24-74.
7. Свирина, Н. В. Восхождение / Н. В. Свирина // Гостиный двор. - 1997. - № 5. - С. 123-129. : ил.
8. Ломанцова, И. Роспись на века / И. Ломанцова ; фот. В. Гуньков // Оренбуржье. - 2014. - 1 октября. - С. 13.
9. Хаялина, Ф. Омытая дождями // Вечерний Оренбург. - 2004. - 4 ноября. - С. 9.
10. Бигеев, И. В душе художника жива природа / фото В. Втюрин // Южный Урал. - 2001. - 3 июля. - С. 4.