Партнеры


  Расширенный поиск

237 лет назад 15 августа 1787 года
родился Александр Александрович Алябьев (1787-1851)

Композитор.

 

Родился в Тобольске. Происходил из старинного дворянского рода. Получил домашнее образование, затем окончил Московский университет. Служил по горному ведомству. Добровольцем участвовал в Отечественной войне 1812 г., дойдя до Парижа.

В 1823 г. вышел в отставку подполковником и начал серьезно заниматься музыкой. В том же году Алябьев написал оперу «Лунная ночь, или Домовые», сразу же поставленную в Петербурге. В 1825 г. совместно с А. Н. Верстовским создал пролог «Торжество муз» к открытию Большого театра и музыку к водевилю Н. И. Хмельницкого «Новая шалость, или Театральное сражение».

Вскоре в его жизнь вмешалась трагическая случайность: он был несправедливо обвинен в убийстве во время карточной игры и сослан в Тобольск, откуда переведен сначала на Кавказ, а затем в Оренбург, куда приехал осенью 1833 г.

В гнетущем состоянии духа он попадает в город, где его никто не ждет. Ничего хорошего не предвещало, казалось, знакомство с Оренбургом. Но здесь ему снова повезло: генерал-губернатором города был в это время Василий Алексеевич Перовский, участник войны 1812 г. Будучи причастным одно время к тайному декабристскому обществу, он сочувствовал ссыльным и пытался всячески облегчить их участь.

Знакомство с Перовским, умным, образованным, обаятельным человеком, любившим поэзию Пушкина и знавшим его лично (Пушкин, будучи в Оренбурге, останавливался у Перовского), было весьма приятным сюрпризом для Алябьева.

Жили в Оренбурге и другие интересные и близкие по духу Александру Алябьеву люди. И среди них - автор «Толкового словаря» Владимир Иванович Даль, служивший в канцелярии Перовского. Алябьев и Даль иной раз проводили в беседах целые дни. На текст В. Даля А. Алябьев сочинил хор.

Другой человек, в котором весьма нуждался Алябьев в Оренбурге, был Василий Николаевич Верстовский, брат друга Алябьева, композитора Верстовского. Василий Николаевич тоже был музыкант - скрипач и пианист. Отныне Алябьев будет показывать ему все сочинения, написанные в Оренбурге, ибо нашел в нем знающего, тонкого музыкального критика.

Алябьев пишет Алексею Николаевичу Верстовскому: «...Мнением твоего брата я дорожу, он славный и с душою музыкант; нет той минуты, чтоб мы не были вместе».

Почувствовав на Кавказе вкус к народной музыке, композитор в Оренбурге интересуется музыкой народов Заволжья и Средней Азии, создает «Башкирскую увертюру».

Так же, как и в Тобольске, Алябьев много сил отдает организации музыкальной жизни в Оренбурге, работает с оркестром, устраивает музыкальные вечера, где выступает вместе с В. Верстовским. Здесь он сочиняет самые разнообразные произведения, в том числе оперу «Эдвин и Оскар».

Кроме того, Алябьев занимается в Оренбурге инструментовкой своих романсов, среди которых «Ясны очи, черны очи, мне вас больше не видать...» и романс «Я помню чудное мгновенье...», написанный им еще в Тобольске.

Многие дворянские семьи в Оренбурге приглашали Алябьева на домашние вечера, желая услышать его исполнение собственных сочинений.

Часто бывает он в семье предводителя уездного дворянства Егора Николаевича Тимашева, участника сражений Отечественной войны. Жена Тимашева была широко образованной женщиной и к тому же талантливой поэтессой. Познакомившись с Пушкиным, Тимашева посвятила поэту два стихотворения. Александр Сергеевич ответил ей тоже стихотворением: «Я видел их, я их читал...».

В имении Тимашевых Алябьеву хорошо работалось, именно там он записал много мелодий народной башкирской музыки, которые вошли в «Башкирскую увертюру» и в сборник азиатских песен, посвященный В. А. Перовскому.

В Оренбурге Алябьев занимается камерной инструментальной музыкой, создает прекрасное трио а-mоll для фортепиано, скрипки и виолончели.

И конечно, Алябьев по-прежнему сочиняет романсы. Особенно близкими ему оказались стихи Ивана Козлова, и в деревенских просторах тимашевского имения Алябьев создает романс «В тиши села уединенной...».

Губернатор Перовский всерьез проникся заботой о судьбе Алябьева. Он энергично хлопочет о нем, лично подает Николаю I ходатайство за композитора.

И в конечном счете это подействовало: в 1835 г. Алябьеву разрешено жить у родных в Московской губернии. Перовский не только зачислил Алябьева в свою канцелярию, но и обеспечил ему возможность - якобы по делам службы - бывать в Москве.

Только в 1843 г. Алябьев получил разрешение вернуться в Москву.

В годы ссылки композитор записал много кавказских, башкирских, киргизских, туркменских и татарских народных песен, открыв одним из первых эту область национального фольклора для русских музыкантов.

Он продолжал писать оперы и оперетты, однако наибольшую известность приобрел как мастер романса. Им создано свыше 150 романсов и песен. Алябьев раньше многих композиторов обратился к поэзии А. С. Пушкина, положив на музыку такие стихотворения, как «Я вас любил...», «Увы, зачем она блистает...», «Зимняя дорога» и др. Кроме того, ему принадлежат романсы «Вечерний звон», «Вечерком румяну зорьку...», «Я вижу образ твой...», «Нищая».

Истинную славу автору принес «Соловей» на стихи А. А. Дельвига. Он стал любимым романсом у нескольких поколений исполнителей и слушателей.

Умер Александр Александрович Алябьев 6 марта 1851 г., и был похоронен в семейном склепе возле Симонова монастыря в Москве. Через год там же была похоронена и его жена.



Источник :

Алябьев Александр Александрович // Оренбургская биографическая энциклопедия / составитель Л. Н. Большаков. - Оренбург : Оренбургское книжное издательство ; Москва : Русская книга, 2000. - С. 16.

 

Библиография :

1. Гройсман, А. Г. Концертная жизнь Оренбурга в XIX - начале XX века / А. Г. Гройсман // Оренбург вчера, сегодня, завтра : исторический и социокультурный опыт : материалы и тезисы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 260-летию г. Оренбурга / Оренбургский государственный университет, Оренбургский государственный аграрный университет, Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей. - Оренбург : Димур, 2003. - С. 245-247.

2. Доброхотов, Б. В. Александр Алябьев : творческий путь / Б. В. Доброхотов; Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки. - Москва : Музыка, 1966. - 319 с.

3. Кожевникова, Н. И вновь Алябьев зазвучал / Н. Кожевникова // Южный Урал. - 2001. - 28 апреля. - С. 2.

4. «Оренбургский певец». Алябьев Александр Александрович (1787-1851) // Савельзон, В. Л. Оренбургская история в лицах : Портреты на фоне эпохи / В. Л. Савельзон. - 2-е издание, дополненное и переработанное. - Оренбург : Южный Урал, 2007. - С. 120-125.

5. Оренбургский период творчества Александра Алябьева // Хавторин, Б. П. Музыкальная культура Оренбуржья: история и современность (архивные изыскания) : монография / Б. П. Хавторин ; Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей. - Москва : Композитор, 2006. - С. 72- 97.

6. Оренбургский период творчества Александра Алябьева // Хавторин, Б. П. История музыкальной культуры Оренбургского края (XVIII-XX века) / Б. Хавторин; Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей. - Оренбург : Южный Урал, 2004. - С. 141-160.

7. Павлова, Е. «Что-то слышится родное...» / Е. Павлова // Вечерний Оренбург. - 2001. - 26 апреля. - С. 5.

8. Романенко, Н. «Сослать в Оренбург для поправления здоровья...» / Н. Романенко // Вечерний Оренбург. - 2003. - 18 сентября. - С. 9.

9. Русский соловей : к 225-летию со дня рождения композитора А. А. Алябьева (1787-1851 гг.). - Пущино : Фотон-век, [2012]. - 12 с.

10. Савельзон, В. Начало Оренбуржья: о дамах и не только о них / В. Савельзон // Оренбуржье. - 2005. - 6 июля. - С. 29.

11. Трайнин, В. Я. Александр Александрович Алябьев : 1787-1851 : краткий очерк жизни и творчества / В. Я. Трайнин. - Ленинград : Музыка, 1969. - 94 с.

12. Фурсова, Е. «Вечерний звон» навеял Оренбург? / Е. Фурсова // Культура и искусство Оренбуржья. - 2011. - № 4. - С. 19-20.

13. Хавторин, Б. П. Александр Алябьев в оренбургской ссылке : к 150-летию со дня смерти композитора / Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей. - Оренбург, 2001. - 71 с.

14. Штейнпресс, Б. С. А. А. Алябьев в изгнании / Б. С. Штейнпресс. - Москва : Музгиз, 1959. - 148 с.

15. Штейнпресс, Б. С. Биография «Соловья» / Б. С. Штейнпресс. - Москва : Советский композитор, 1968. - 54 с.

16. Штейнпресс, Б. С. Страницы из жизни А. А. Алябьева / Б. С. Штейнпресс. - Москва : Музгиз, 1956. - 403 с.

 

  Просмотров: 2466