Актер, народный артист РСФСР.
Святослав Григорьевич Ежков родился и вырос в Оренбурге. В октябре 1943 г. он, ученик школы № 2, ушел на фронт. В 1945 г. вернулся с фронта старшим лейтенантом с орденом Красной Звезды. И вот тогда-то будущий народный артист своей страны и оказался в театральной студии. Сам Ежков в своей автобиографии вспоминал о начале своего творческого пути так:
«Из боевого строя был выведен контузией. Когда после многих месяцев лежания в госпиталях вернулся в Оренбург, врачи сказали определенно - ни о какой математике, которой я очень увлекался в школе, не может быть и речи. Организм после контузии должен окрепнуть. Чтобы занять себя чем-то, пошел в драматический кружок. Первой ролью на самодеятельной сцене была роль Любима Торцова в пьесе А. Островского „Бедность не порок". Меня заметили, предложили поступать в студию при Оренбургском драматическом театре. Так я стал артистом.»
В 1947 г. в его трудовой книжке появилась первая запись - артист театра. Вскоре после обучения в студии и работы на оренбургских подмостках Святослав Ежков отправился в свой творческий путь по театрам Йошкар-Олы, Даугавпилса, Орска, Чебоксар, Ульяновска. В родной Оренбургский театр он вернулся уже со званием заслуженного артиста РСФСР. С 1970 г. и до последнего мгновения своей жизни Святослав Григорьевич Ежков был артистом Оренбургского драматического театра им. М. Горького.
Каким был его творческий путь в Оренбургском театре? Судя по ролям, по отзывам рецензентов, коллег и зрителей, - ярким, насыщенным и стремительным.
Святослав Ежков был профессионалом высокого класса, неподражаемым мастером сцены. Исполненный лиризма и скорби появился на сцене его Кэлин Абабий в спектакле по пьесе И. Друцэ «Святая святых». А в образе Харитонова в постановке «Русские люди» К. Симонова артист беспощадно разоблачал предателя, подмечая тонкие психологические детали в поведении и повадках своего персонажа. Запомнился оренбуржцам его добрый дядюшка Савельич в «Капитанской дочке» по повести А. С. Пушкина. Поражал своей двуличностью Фома Опискин в спектакле «Село Степанчиково и его обыватели» по повести Ф. М. Достоевского.
«Самозабвенно погружаясь в оболочку чужой жизни, он, Ежков, живет их мыслями и мимикой, пластикой и нервами. И потому его герои, такие разные по характерам и человеческой сути, всегда одинаковы наполненностью и достоверностью, поразительной глубиной проникновения в их духовный мир», - так характеризовала актерскую игру С. Г. Ежкова завлит театра Галина Александровна Орлова.
Святослав Ежков создавал яркие образы и характеры своих героев в произведениях разных жанров. Но комедия была, пожалуй, главной в его творческой жизни. Ему удивительно правдоподобно удавалось внутреннее ощущение юмора передать во внешнем рисунке роли. В образе деда Щукаря в «Поднятой целине» М. Шолохова, Расплюева в «Свадьбе Кречинского» А. Сухово-Кобылина, Калошина в «Провинциальных анекдотах» А. Вампилова, Одинкова в «Аморальной истории» Брагинского и Рязанова, Прокопа Серко в комедии «За двумя зайцами» М. Старицкого, Меланхоличного старичка в «Вальпургиевой ночи» В. Ерофеева, Чмутина в «Ретро» А. Галина и многих других.
Г. А. Орлова вспоминала: «Для Одинкова („Аморальная история") Ежков изобрел специальную лексику (не говоря о том, что он обвешался значками, взбил кок на голове, изобрел особый жест с оттопыренным пальцем). Он брал самые неожиданные слова и термины и сочетал их самым невероятным образом (что-то вроде диффузорно-иллюзорный) или прибавлял к фразе звучное иностранное, но совершенно неуместное слово („Я пойду обедать инфернально"). От репетиции к репетиции он менял набор абракадабр и смешил всю труппу».
Известный оренбургский журналист Г. Солонович отмечал: «Ежков исповедовал перевоплощение как основной принцип актерского мастерства. Он придавал большое значение гриму, костюму, характерной манере держаться на сцене, походке, жесту, точной подаче фразы, слова...».
По воспоминаниям помощника режиссера Э. Р. Гартвельес, когда С. Г. Ежков получил роль Расплюева в спектакле «Свадьба Кречинского», истрепал все нервы заведующему обувным цехом: «Ему нужны были ботинки, чтобы палец вылезал, и каблук - в другую сторону, и шнурки чтоб волочились. Так же и пиджачок подбирал - чтобы маловатый, рукава короткие... Тщательное отношение к реквизиту - это всегдашнее качество Ежкова; все должно соответствовать образу».
Однако комедийное дарование артиста не лишало его возможности исполнить на сцене драматических и даже трагедийных героев. А еще подарить спектаклю яркую и важную краску в эпизодическом персонаже. Таковы его Телегин в «Дяде Ване» А. П. Чехова, Жилкин в «Превышении власти» Черных, Горожанин в «Ричарде Третьем» У. Шекспира... Артист также исполнял роли в спектаклях: «Доходное место» А. Островского, «Семейный уикенд» Ж. Пуаре, «Царь Федор Иоаннович» А. Толстого, «Мария Стюарт» Ф. Шиллера, «Дорога» («Мертвые души») Н. Гоголя, «Ксантиппа и этот, как его ...» С. Алешина, «Оборотни» Г. Соловского и др.
Театроведы отмечали: «Сочность сценического поведения, виртуозная актерская техника, неустанный поиск новых средств выразительности - всем этим изобилует творческая палитра Ежкова».
Одной из последних ролей артиста стала роль молочника Тевье в спектакле по пьесе Г. Горина «Поминальная молитва». Его герой оказался каким-то неказистым чудаком, в сердце которого уживались мудрость и наивность, сиюминутная радость с размышлениями о вечных вопросах бытия. Этой своей простотой и душевной глубиной Тевье стал дорог каждому зрителю в зале. И тем трагичнее завершилась жизнь его героя на сцене.
Интересны размышления Святослава Григорьевича Ежкова о своей профессии:
«Удивительная это профессия! Удивительно трудная и удивительно интересная. Меня как-то спросили: „С чего начинается для Вас работа над ролью?". Как ни странно, я начинаю всегда с одного: я должен поесть и вымыться, как мой герой. Если я его почувствую, на сцену выхожу легко и уверенно. Я люблю свою профессию. И не знаю радости выше, чем признание зрителей, понимание зрительного зала, объединенного общностью мыслей с актерами».
М. Н. Рябцева,
помощник художественного руководителя по литературной части
Оренбургского государственного драматического театра
Источник :Ежков Святослав Григорьевич // Оренбургская биографическая энциклопедия / составитель Л. Н. Большаков. - Оренбург ; Москва, 2000. - С. 106-107.
Библиография :
1. Ежков, С. Молодые, ваш выход / С. Ежков, Г. Орлова // Комсомольское племя. - 1981. - 3 ноября.
2. Антонов, И. Если снова начать... / И. Антонов // Комсомольское племя. - 1986. - 15 ноября.
3. Бенефис [С. Г. Ежкова] // Оренбуржье. - 1992. - 6 марта.
4. Гришин, Ю. «Свадьба Кречинского» / Ю. Гришин // Бугурусланская правда. - 1972. - 10 июня.
5. Жил и умер в театре [С. Г. Ежков] // Оренбургская неделя. - 1994. - 2 декабря.
6. Орлова, Г. власть сцены / Г. Орлова // Южный Урал. - 1981. - 20 декабря.
7. Орлова, Г. К сцене нужно относиться на «Вы» / Г. Орлова // Новое поколение. - 1992. - 22 февраля.
8. Орлова, Г. Творческий вечер С. Г. Ежкова / Г. Орлова // Южный Урал. - 1992. - 26 января.
9. Павлова, Е. Ежковские долгожители / Е. Павлова // Южный Урал. - 1993. - 1 ноября.
10. Павлова, Е. А. Рыцари сцены / Е. А. Павлова // Гостиный двор. - 2003. - № 12+1. - С. 77-83 : фото.
11. Рябцева, М. Н. Когда фронтом становилась сцена : история Отечества - в истории театра / М. Н. Рябцева // Гостиный двор. - 2010. - № 31. - С. 341-350 : фото.
12. Солонович, Г. Он актер, и этим интересен / Г. Солонович // Южный Урал . - 1986. - 13 декабря.
13. Тимофеева, В. На всю жизнь / В. Тимофеева / В. Тимофеева // Бугурусланская правда. - 1972. - 10 июня.