Партнеры


  Расширенный поиск

118 лет назад 1 января 1906 года
открылось регулярное прямое железнодорожное сообщение между Оренбургом и Ташкентом

В 1877 году, после начала движения по отстроенной оренбургской железной дороге, на страницах газеты «Оренбургский листок» были опубликованы «Впечатления, вынесенные при посещении вокзала оренбургской железной дороги», где было написано: «нет сомнения, что оренбургский вокзал не будет долго оставаться пределом парового движения на восток. Все предсказывает, что наша линия пойдет дальше и дальше, что, пройдя на Ташкент, она оживит и просветит полудикий край Средней Азии» (4).

Начиная с 14 октября 1895 года Оренбургская дума поднимала вопрос о Ташкентской железной дороге, была доложена специальная записка, составленная М. Юдиным. В этой записке рядом статистических данных доказывалось, что «наивыгоднейшее направление Ташкентской дороги через Оренбург и что проведение дороги является насущно необходимым». Дума постановила возбудить ходатайство о проведении дороги и отправить его в Петербург.(6) Благодаря неоднократным настойчивым ходатайствам представителей Оренбургской думы началось строительство направления железной дороги Оренбург - Ташкент.

Осенью 1904 года хроникер газеты «Оренбургский листок» извещал: «Постройка Ташкентской железной дороги быстрыми шагами приближается к концу, и на днях состоялось уже назначение начальника этой солидной и имеющей большое экономическое значение магистрали. Ташкентская железная дорога составится из серенной и южной частей строящейся дороги и ветви Самаро-Златоустовской железной дороги от станции Оренбург до Кинеля. Укладка пути Оренбурго-Ташкенстской железной дороги на протяжении 1734 верст окончена. Таким образом, постройка пути железной дороги, начатая в августе 1900 года, вчерне закончена и по дороге могут ходить рабочие поезда. Начало временного движения по дороге последует в непродолжительном времени, все же сооружения будут закончены в середине будущего года, когда и возможно рассчитывать на открытие правильного движения по всей линии».(5)

Линию Оренбургско-Ташкентской дороги (1740 верст) построили в короткий срок (1901—1905 гг.) и объединили с участком Кинель — Оренбург (350 верст).

С 1 июля 1905 года была открыта северная часть дороги, а с 1 января 1906 года  - южная часть. С открытием южной части началось регулярное прямое железнодорожное сообщение между Оренбургом и Ташкентом.

Таким образом, 1 января 1906 г. образована Ташкентская железная дорога протяжением 2090 верст и площадью обслуживаемой территории свыше 820 тыс. кв. верст.

Это была первая железнодорожная магистраль, связавшая Среднюю Азию с российской сетью железных дорог, что сразу указывает на ее важнейшее экономическое, политическое и военное значение. Дорога соединила Самарскую, Оренбургскую губернии, Тургайскую, Уральскую и Сыр-Дарьинскую области, объединив российскую и среднеазиатские сети железных дорог. Этот факт послужил мощнейшим стимулом для развития экономики этих регионов (2).



Источник :

Ничуговская, Л. Жила-была губерния // Оренбургская неделя. - 1994. - 29 апр.

Библиография :

1. Акулова, Т. Л. Первые железные дороги в Оренбурге / Т. Л. Акулова // Оренбург вчера, сегодня, завтра: исторический и социокультурный опыт : материалы и тезисы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 260-летию г. Оренбурга. – Оренбург, 2003. – С. 85-87.

2. Горюнов, Ю. А. Оренбург-Ташкентская железная дорога как один из факторов развития промышленности в Оренбургской губернии и Туркестане в начале XX века / Ю. А. Горюнов // Аспирант, или Молодое поколение ученых о… : науч.-практ. альм / ред. кол.: А. Г. Иванова [и др.]. – Оренбург, 2008. – С. 55-58.

3. Столпянский, П. Н. Город Оренбург. Глава III / П. Н. Столпянский. – Оренбург, 1908. – С. 12-18.

4. Судоргина, Т. В. «Дешевое, удобное и быстрое движение» / Т. В. Судоргина  // Оренбургское время. – 2007. – 1 авг. – С. 10.

5. Судоргина, Т. В. «Победа инженера над природой» / Т. В. Судоргина // Вечерний Оренбург. – 2004. – 9 дек. – С. 15.

6. Судоргина, Т. В. «Рельсовый путь имеет громадное экономическое значение»/ Т. Судоргина // Вестник правительства Оренбургской области. – 2009. - № 4. – С. 86-90.

7. Ташкентская железная дорога // Иллюстрированный путеводитель-справочник по городу Оренбургу и Ташкенской железной дороге. – [Оренбург], [1908]. – С. 83-84.

  Просмотров: 5454