Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Министерство культуры Оренбургской области
Оренбургская областная универсальная
научная библиотека им. Н.К. Крупской

г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru
Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76
RU / EN
Версия для слабовидящих
Контактная информация
Режим работы

       
      Электронный каталог       Электронная библиотека       Продление книг       Виртуальная справка       Электронная доставка документов
«
»
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Значение слова: «Карга́»

Главная / Новости и события / PROлитературу / Цветы в русской художественной литературе

Цветы в русской художественной литературе

Цветы - остатки рая на земле

                                                                                             И. Кронштадтский

С незапамятных времён тема цветов занимает заметное место в мировой литературе.

С особым трепетом к родной природе относятся русские писатели и поэты. Отечественных литераторов отличает русский свободный дух и восхищение необъятными российскими просторами.

Предлагаем вашему вниманию обзор произведений русской классической литературы, посвященных цветам.

 

Евгений Носов «Живое пламя»   

Евгений Носов назвал свой рассказ «Живое пламя». И это не случайно. Именно в названии писатель заключает суть сюжета и обращает внимание читателя на ключевой эпизод рассказа. Описывая цветение маков, автор использует известный художественный прием. Жизнь цветка скоротечна: «Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли». Такая короткая, но полная силы жизнь мака ассоциируется у тёти Оли с судьбой собственного сына Алексея, который «погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика». Название рассказа - есть метафора, характеризующая не только сам цвет, насыщенный, ярко-красный, как кровь, но и скоротечную, как пламя, жизнь цветка.

Этим маленьким повествованием писатель заставляет нас, обывателей, задуматься над своей жизнью, не прожигать ее впустую, наполнять полезными делами, преодолевать всяческие трудности.

 

Александр Куприн «Куст сирени»

«Куст сирени» Александра Куприна рассказывает нам свою удивительную историю. Именно сирень принесла героям удачу. Вначале молодой супруг, офицер Алмазов был угнетен своим неожиданным «провалом» перед профессором Академии. Он не поступил туда, и всё из-за пятна на чертеже. Герои ищут выход из сложившейся ситуации, и Верочка находит его. Кусты сирени, посаженные за городом в нужном месте, убеждают профессора-педанта в его картографической ошибке и помогают Алмазову поступить в Академию. Именно кусты сирени (других растений не было) приносят молодой паре радость и дальнейшие перспективы.

Куприн заканчивает свой рассказ словами главной героини: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком».

 

А.П. Чехов «Вишневый сад»

Цветущие деревья в имении помещицы Раневской и ее брата Гаева хранят теплые воспоминания о юности хозяев. Но также они символизируют былую барскую жизнь. Ведь сад не приносил разорившейся семье доход, а рос для красоты. «Какой от него толк?» - рассуждали представители новой России  -  купец Лопахин и студент сын аптекаря Трофимов.

Чтобы сохранить имение, Лопахин предложил срубить деревья и сдать участки в аренду дачникам. Когда хозяева отказались, он купил имение на аукционе и воплотил идею. С уничтожением сада погибла старая дворянская Россия.

 

Иван Гончаров «Обломов»

Сирень олицетворяла начало романа между Ольгой и Обломовым. На одной из прогулок девушка ждала от него признания в любви. Но герой так и не решился, и она с досадой бросила сорванную ветку сирени, которую несла в руках. Так Обломов узнал, что Ольга к нему неравнодушна.

При новой встрече девушка в знак любви протянула герою ветку сирени. Позже, когда они уже охладели друг к другу, Ольге на ум пришла ассоциация с увядшей сиренью.

 

Михаил Булгаков  «Мастер и Маргарита»

Мастер впервые встретил Маргариту, когда она шла в центре Москвы с букетом мимоз в руках. Уродливые беспокойные цветы стали символом внезапно вспыхнувшей любви  -  запретной, мистической и роковой.

«Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы... Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет».

 

Рэй Брэдбери  «Вино из одуванчиков»

В ностальгическом романе о детстве Дуглас Сполдинг проводит летние каникулы в городе. Прототипом вымышленного места стала родина Рэя Брэдбери Уокиган. 12-летний Дуглас и его брат Том гуляют с друзьями, общаются с родственниками и встречают соседей. Каждый год дедушка с внуками заготавливают символ лета  - вино из одуванчиков. «Сами эти слова  - точно лето на языке. Вино из одуванчиков  - пойманное и закупоренное в бутылке лето».

 

Ханс Кристиан Андерсен  «Снежная королева»

Розы выступили символом красоты и любви Кая и Герды. Дети вместе разводили их в садике. Когда в глаз Каю попал осколок заколдованного зеркала, его сердце почерствело, а розы стали ему противны. Мальчика похитила Снежная королева.

В поисках друга Герда попала в цветник колдуньи, которая захотела обманом оставить ее у себя и наложила на нее чары забвенья. Но они разрушились, когда девочка увидела розы и вспомнила о Кае. В конце сказке  Герда растопила сердце друга, спев ему старый псалом. «Розы цветут... Красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа».

 

Валентин Катаев  «Цветик-Семицветик»

В описании цветов не отстают от поэтов и прозаики. Один из них -  незаслуженно забытый в настоящее время Валентин Катаев. Как не вспомнить его по-детски наивную волшебную историю «Цветик-Семицветик»? Добрую и озорную сказку, воспитывавшую у многих поколений чувства сострадания и милосердия.

 

Самуил Маршак «12 месяцев»    

В сказке С. Маршака «12 месяцев» злая мачеха послала падчерицу в самый разгар лютых январских морозов в дремучий лес за весенними цветами. Девочка случайно встретила у лесного костра братьев-месяцев, среди которых был и добрый молодец Март. Он и одарил сиротку своими любимыми цветами-подснежниками.

 

Сергей Аксаков «Аленький цветочек»

В сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» мы знакомимся с аленьким цветочком «красоты невиданной, неписанной». «...У честного купца дух занимается; подходит он к тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и ноги, и руки у купца, и взговорил он голосом радостным: «Вот аленький цветочек, которого нет краше на белом свете!»

 

Андрей Платонов «Неизвестный цветок»

  

Цветок-труженик «живёт» в сказке-были А. Платонова «Неизвестный цветок», который умеет чувствовать, говорить, мыслить. Он живёт на голом камне, с трудом добывает себе питание. Но цена такой жизни - сам прекрасный цветок, равного которому нет в целом свете. Прочитав этот рассказ, вы поймёте, что имел в виду автор, описывая жизнь неизвестного цветка: только ценой огромной работы над собой можно взрасти в себе чудесный цветок - человеческую душу. 

 

Николай Карамзин «Бедная Лиза» 

Чистая, наивная, бедная Лиза из одноименной повести Карамзина бралась за любую не порочащую честь юной девушки работу. Помощи ей ждать было неоткуда, так как после смерти отца - кормильца «на руках» у нее осталась старушка мать. Одно из занятий Лизы - торговля собственноручно собранными цветами. Когда девушка познакомилась с обольстителем Эрастом, в руках у нее были ландыши.

Сезон ландышей - конец мая - начало июня. Цветы эти символично белые - непорочные, как и сама Лиза. С другой стороны - они расцветают уже под занавес весны. И это тоже важно. Писатель как бы намекает на конец чистоты. Лиза не только рассталась с девичьей честью, но и, не выдержав испытаний, предательства любимого, ушла из жизни.

 

Иван Тургенев «Отцы и дети» 

В «Отцах и детях» Тургенев подробно описыает цветы в руках крепостной Фенечки - женщины, с которой отец главного героя «имеет связь». С одной стороны, она рожает барину ребенка и живет с ним в господском доме, больше на правах хозяйки, с другой - перед обществом старик ее стесняется и прячет перед господами. Но на протяжении всего романа, несмотря на свое двойственное положение, молодая женщина ведет себя достойно: просто, естественно. Она, конечно, стесняется себя, но неловких ситуаций избегает.

В эпизоде с цветами описывается, как Фенечка сидит на скамейке, рядом с ней только что сорванные в саду розы - белые и красные. К ней подходит Базаров и просит за свои услуги доктора плату, «хоть бы и цветком». Поначалу он хочет спровоцировать молодую женщину, даже заигрывает с ней (в другом эпизоде даже обманом целует). «Какую вам...» - просто, безо всяких подтекстов спрашивает Фенечка. И главный герой выбирает «красную и не слишком большую».

Это только небольшая часть книг про цветы. Гораздо больше вы узнаете, придя на абонемент ООУНБ им. Н.К. Крупской.

Читайте лучше книги, а не «ленты в сетях»!!!

24 Июля 2020  15:29    Просмотров: 37063
Поделиться: