Партнеры


  Расширенный поиск

85 лет назад 26 февраля 1933 года

родилась Ирина Николаевна Маликова (1933-2010).

Мастер машинной вышивки.

 Родилась в селе Евгеньевка Джувалинского района Джамбульской области Казахской ССР. Отец, Николай Степанович, был шофером, мама, Мария Селиверстовна – кассиром в правлении колхоза. В 1941 г. семья переехала в Узбекистан. Именно там, благодаря маминой подруге, девочка приобщилась к рукоделию. 

Детство было бедным. Увлечение вышиванием началось с желания украсить скромную комнату, в которой проживала семья.

После школы Ирина поступила на филологический факультет Ташкентского педагогического института. В 1955 г. вышла замуж за военнослужащего Николая Маликова и уехала по месту его службы в город Пионерск Калининградской области. Там в семье Маликовых появился первенец – сын Николай. Потом мужа перевели в Крым. В 1964 г. в семье родился второй ребенок – дочь Ольга. Как и многие жены военнослужащих, не имеющие работы, Ирина Николаевна проводила время за рукоделием. С рождением дочери вышивание занимало все больше времени – хотелось одеть девочку наряднее. Росла дочь, росло и мамино мастерство.

В 1968 г. муж Ирины Николаевны получил назначение на должность преподавателя Оренбургского летного училища, и с тех пор семья Маликовых поселилась в Оренбурге. Именно в этом городе ее детское увлечение переросло в дело ее жизни. Поначалу Ирина работала в детском саду и в школе-интернате. Затем – в закройном цехе швейной фабрики города и в экспериментальном цехе Дома быта. Помимо основной работы она вела кружок машинной вышивки в Доме офицеров, а затем в ДК «Дружба».

Ирина Николаевна была непревзойденным мастером своего дела. За долголетний труд, а это 53 года, ее коллекция пополнилась 150 воротниками. Она родоначальница уникальной художественной машинной вышивки, которая со временем получила название «маликовской». Ее особенность заключается в скрупулезной проработке рисунка, вышитого художественной гладью и покрывающего зачастую всю поверхность изделия, а также в особой обработке фона. В наиболее ярких образцах «маликовской» вышивки пространство фона между цветами и стеблями рисунка полностью удаляется. Ирина Николаевна разработала огромное количество уникальных технических приемов, позволяющих воплощать в жизнь самые невероятные творческие замыслы.

Вышивая при помощи машинки, Ирина Николаевна нисколько не сдерживала свою фантазию, а напротив, раскрывала широкие возможности для воплощения авторских замыслов. В основе ее творчества - любовь к цветам. Ее цветочный декор сложен, витиеват и многоцветен. Самое интересное, выполненные мастерицей в машинной технике композиции, практически невозможно повторить вручную.  «Мой рабочий инструмент - старенькая подольская швейная машинка. Отработала на ней уже 25 лет. Свой труд я сравниваю с трудом музыкантов. Ежедневно, как и пианисту мне необходимо тренироваться. Если пропустишь хоть один день, руки не будут подчиняться… Я предпочитаю работать с шифоном, он легкий и какой-то воздушный. Полупрозрачная ткань, преимущественно зеленоватых оттенков, служит нежным естественным фоном для садовых и диких цветов, вышитых художественной гладью: незабудок, ирисов, васильков, стилизованных маков, яблоневого цвета, шиповника, фиалок», - говорила Ирина Николаевна.

Работы получили высокую оценку российских кутюрье Вячеслава Зайцева, Валентина Юдашкина, Ирины Крутиковой. Оригинальность и художественное своеобразие изделий оренбургской мастерицы отмечали и специалисты московского Научно-исследовательского института художественной промышленности.

В 1994 году Оренбургский музей изобразительных искусств обратился с письмом к главе администрации областного центра Г.П. Донковцеву и просил рассмотреть вопрос о возможности приобретения коллекции И.Н. Маликовой. «Произведения мастерицы, - писали искусствоведы, - должны остаться в нашем городе, как драгоценное достояние жителей края, как своеобразная основа интересного явления – оренбургской машинной вышивки». Городские власти откликнулись, нашли возможность приобрести сорок произведений Маликовой, и сейчас они – часть коллекции декоративно-прикладного отдела Музея изобразительных искусств.

Оренбургский областной музей изобразительных искусств не раз показывал в своих залах вышитые воротники И. Н. Маликовой, вызывая интерес простых зрителей и специалистов самого высокого ранга. Её выставка побывала во многих городах и музеях России. «Выставлялись мои работы в Оренбурге, Челябинске, в Вятке, в Кирове, в Латвии, в Москве и в других городах... В Московской выставке легкой промышленности участвовали и зарубежные представители из Франции, Америки, Японии. Среди других работ на стенде висели и мои воротнички. Много было желающих их приобрести, но я не смогла с ними расстаться», - вспоминала мастерица.

Научными сотрудниками музея И. В. Бушухиной и Н. Н. Харциенко был подготовлен и издан альбом «Узоры Ирины Маликовой», рассказывающий о творчестве замечательной вышивальщицы и знакомящий с ее музейной коллекцией воротников.  

Искусство машинной вышивки в Оренбурге получило с помощью Ирины Николаевны и ее последовательниц второе рождение, настолько новое по своему качественному и художественному уровню, что у искусствоведов есть все основания считать это явление самостоятельным народным промыслом. Искусствоведы ставят творения Ирины Николаевны в один ряд с пуховыми платками и Оренбургским народным хором.

За годы работы Ирина Николаевна подготовила более 400 вышивальщиц, многие из которых передают это искусство своим воспитанницам. А значит, можно надеяться, что это ремесло не исчезнет.



Источник :

Маликова Ирина Николаевна // Энциклопедический словарь биографий современников «Вся Россия - XXI век». Оренбургская область. Кн. 2.  / гл. ред. В. Б. Кирилев. – Самара : Агни, 2005. – С. 96-97.

Библиография :

1. Бушухина, И. В. Искусство утилитарного   / И. В. Бушухина // Гостиный двор. – 2000. – № 9. – С. 62-64.

2. Веркашанцева, Н. Сад Ирины Маликовой  / Н. Веркашанцева // Оренбургская неделя. – 2013. – 13 марта. – С. 8. 

3. Гротт, Н.  Сама садик вышивала   / Н. Гротт // Южный Урал. – 2003. – 30 апр. – С. 2. 

4. Дубинина, Н. И. Выставка Оренбургской мастерицы на казахской земле   / Н. И. Дубинина // Этнокультурная мозаика Оренбуржья. – 2004. – № 3-4 (30-31). – С. 43. 

5. Написано  иглой  // Новое поколение. – 19 марта. – С. 2.

6. Нечаева, К. «Ее вдохновляли природа и поэзия» / К. Нечаева // Вечерний Оренбург. – 2013. – 13 марта. – С. 5 : фото. 

7. Павлова, Е.  Нескучный сад Ирины Маликовой / Е. Павлова // Вечерний Оренбург. – 2003. – 30 апреля. – С. 7. 

8. Семененко, Т. Жертвоприношение / Т. Семененко ; фот. В. Гуньков // Оренбуржье. – 2006. – 20 декабря. – С. 12 : ил.