Партнеры


  Расширенный поиск

89 лет назад 11 декабря 1935 года
родился Вильям Львович Савельзон

Журналист, литератор, Заслуженный работник культуры России.

Автобиография

Я, Вильям Львович Савельзон, журналист, сейчас работаю в газете «Оренбуржье». Родился в Харькове 11 декабря 1935 года. Поэтому могу считаться не просто пожилым, а, может уже, и самым древним действующим журналистом. И тщеславно претендовать на книгу Гиннесса.

Семейное предание: первое сказанное слово было «газета». Можно засчитать за предопределение, что практически всю свою сознательную жизнь проработаю в средствах массовой информации?

Читать и писать выучился в эвакуации в Узбекистане, в кишлаке Булунгур. Читать - по единственной книге, которая была, - томику Пушкина. Писать - огрызком химического карандаша, который всё время надо было слюнявить, на белых полях газеты. Когда через много-много лет открыли авиасообщение из Оренбурга с Таджикистаном и как журналист летел первым рейсом, то на вопрос «На какой радиопривод сейчас идём?» радист ответил: «Какой-то Булунгур». Ничего себе «какой-то!» Всю свою жизнь мы завершаем круги, большие и малые. Малый: утром из дома на работу, вечером с работы домой, «от хомута к стойлу и обратно». А тут  замкнулся круг более чем в полвека. Я стоял там, внизу, голодный и маленький, и пялился в это густо-синее небо.

Отец был военным лётчиком, поэтому всю жизнь кочевали по аэродромам. Докочевались до села в Тамбовской области, где аэродром был, а школы не было. И меня отправили к родственникам в Москву. Учился в 178 школе, бродил по великому городу, куда глаза глядят. И до сих пор в редких командировках в столицу со смешным  удовольствием консультирую приезжих: «Третьяковская галерея? Это вам на метро, на жёлтую Калининскую линию или коричневую Калужско-Рижскую, выйдете на Третьяковской, налево, в Лаврушинский переулок».

В конце отцовской службы его перевели во 2-е ЧВАУ, многие уже не знают: 2-е Чкаловское военное авиационное училище, на улице Челюскинцев. И я приехал в Чкалов к семье.

Как странно, что мы иной раз не помним чего-то очень важного, но зато в памяти навсегда застревает и остаётся какая-то мелочь, картинка со звуком. Точно помню из времени эвакуации: наш эшелон много часов стоит где-то на путях. Женщины откатили тяжёлую дверь теплушки. Чёрный бархат тёплой ночи, наверное, самый конец лета-начало осени 1941 года. Вдаль уходят сиреневые маневровые огни. Тяжёлый хруст гравия под чьими-то сапогами. Женщины спрашивают в темноту: «Какой город?» Хриплый бас: «Чикалов».

И не мог я знать, что когда-то вернусь в этот город, проживу в нём основную часть жизни, закончу школу и институт, женюсь, тут родятся мои близнецы, сын и дочка. Тут обрету свою благословенную профессию. Занимаюсь ей с перерывом на службу левым наводчиком по вертикали 37-миллиметровой зенитной пушки. Тридцать лет на Оренбургском радио и скоро уже почти столько же в газетах, в основном, как уже сказано, в «Оренбуржье».

За эти почти шесть десятков лет десятки тысяч журналистских встреч и материалов на радио, телевидении и в газетах.  Материал о том полёте - один из них. Название - «ПОЛЁТ В СРЕДУ В ПОНЕДЕЛЬНИК». Обыграно, что Душанбе, по-таджикски, понедельник, в этот день тут исстари собирались большие базары.

Дальше о том, как знакомый экипаж Ту-134 разрешил занять любимое место - ступеньку в ногах у пилотов в лазе в застеклённый нос самолёта, где боком сидит штурман за столиком с картами. Подстелил газетку - и под тобой десять километров интересной пустоты, из скучного салона такого не увидишь. Быстро кончились оренбургские и актюбинские цивилизации - поля, города, сёла, пошла серая полупустыня. Потом страшные грязно-зелёные лужи на месте Аральского моря, обведённые многокилометровой белой каймой ядовитых солей, убивающих всё живое. Хотели получать рекордные урожаи хлопка - забрали воду из Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи. И хлопка не получили, и  море загубили. Что человек делает с природой! Дальше жёлтая пустыня в мелких чешуйках барханов, штурман показал на цепочку из точек - караван идёт от колодца к колодцу. Потом самолёт как бы стал падать, а это, наоборот, подпрыгнули навстречу высокие горы в белых ледниках.

Опущу много интересного, перейду к тому, как в быстро упавшей южной ночи благополучно сели в сложном для посадки Гиссарском ущелье в Душанбе и попали на официальный приём в аэропорту в честь открытия новой трассы. Речи, тосты, интервью, телесъёмки, выпивка-закуска. Зал в резьбе по алебастру-ганчу в национальном стиле, мягкие ковры под ногами, звучит какая-то зурна... Восток - дальше некуда. Пошёл посмотреть картину на дальней стене - и согнулся от хохота: «Мишки в сосновом лесу» да ещё аляповатые, как у нас в сельских столовых. Долго ещё будет «союз нерушимый».

Надоело, вышел на воздух. За мной министр авиации, толстый, с кирпичным лицом и большими чёрными усами. Я заговорил, какой поэтический здесь край и что из полутора километров хороших стихов, которые знаю с детства, есть и рубаи любимого Омара Хайяма. Оказалось, что и он любит поэзию. И я предложил:

-А давайте я буду читать Омара по-русски, а вы то же, но по-таджикски!

И представьте картину: в зале пьют, закусывают, уже и «Подмосковные вечера» затянули, а тут под огромной красной луной два чудика читают друг другу Омара Хайяма!

Кроме журналистики, пишу книги. Две книги выдержали по второму изданию. Первая, «Пушкин и Оренбуржье. За страницами «Капитанской дочки» и «Истории Пугачёва» есть в крупнейшей библиотеке мира - библиотеке конгресса США, в домашних библиотеках тех, кто обожает Александра Сергеевича, в музеях Пушкина в Москве и Петербурге... На неё ссылаются серьёзные пушкинисты.

Что в ней удалось найти и сказать нового? Расскажу только об одном: удалось прикрепить к реалиям в пространстве и времени известный мастерский рисунок в пушкинской путевой тетради: впереди обрыв к реке, на обрыве теснятся домишки, а к ним - косой разбег дороги, по которой мчится тройка. Считалось, что рисунок этот - фантазия на дорожные темы и сделан где-то, может быть, во время поездки на Волгу и Урал, а то и по памяти тоже неизвестно когда.

Объездил нашу главную реку много раз и знаю только одно точно такое место на пути Пушкина из Оренбурга в Уральск по высокому правому берегу Урала: бывшая крепость, станица, а ныне село Нижнеозёрное Илекского района. Вместе с моим другом фотожурналистом Ильдусом Мансуровым поставили наш «Москвич» на место коляски. Он щёлкнул - и на фото всё удивительно совпало с рисунком: лесок за Уралом, обрыв, по-местному, Буркина гора, разбег дороги...

Рисунок - не фантазия, а точный дорожный рисунок Нижнеозёрной, ведь Пушкин превосходно рисовал, был, по-современному, и изорепортёром. И представилось, как к вечеру 20 сентября 1833 года он остановил коляску, отошёл на то место, откуда сделано фото, достал тетрадь и несколькими штрихами изобразил поразивший его пейзаж. Кстати, и по этому пейзажу, и по многим другим реалиям Нижнеозёрное процентов на 90 - Белогорская крепость в «Капитанской дочке».

 Душу греет, что тоже выдержавшая второе издание «Оренбургская история в лицах», как и «Говорим и пишем правильно», используют школьные учителя и их ученики да и все те, кто просто любят своё Оренбуржье и русский язык.

С юных лет придумал правила жизни в афоризмах. Хорошо ли, плохо ли, но стараюсь следовать им. Вот несколько: «Если общая сумма добра и зла в мире- вещь постоянная, то если ты сделал что-то доброе и умное, то где-то на столько же меньше стало зла и глупости». Или: «Я должен понимать, что могу не понимать». Хуже нет упёртых людей: «То, что мне недоступно - плохо». Я в живописи остановился на французских импрессионистах. Но если не всё понимаю у Шагала и Дали, - то это мои вина и беда, а не их. Ещё: «Всё нормально только у ненормального человека». Это очень помогает жить. Если у меня что-то не так и не то - это нормально.

Накопилось много всяких званий и наград: «Золотое перо России», заслуженный работник культуры России, «Оренбургская лира» за книгу о Пушкине, международная журналистская премия «За лучший репортаж о России»... Но выше всего - просто:

журналист Вильям Савельзон



Источник :

Савельзон Вильям Львович // Оренбургская биографическая энциклопедия / сост. Л. Н. Большаков. - М. ; Оренбург, 2000. - С. 237.    

Библиография :

Произведения В.Л. Савельзона в фондах ООУНБ им. Н.К. Крупской:

1. Савельзон, В.  Говорим и пишем правильно / В. Савельзон. - Оренбург : Южный Урал, 2002. - 200 с.

2. Савельзон, В. Л. Два мира - правда одна: заметки журналиста / В. Л. Савельзон. - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1986. - 93 с. - (Всероссийская серия «И вновь продолжается бой»).  

3. Савельзон, В. Л. Оренбургская история в лицах: Портреты на фоне эпохи   / В.Л. Савельзон. - 2-е изд., доп. и перераб. - Оренбург : Южный Урал, 2007. - 432 с.

4. Савельзон, В. Л. Оренбургская история в лицах : 50 портретов на фоне эпохи / В.Л. Савельзон. - Оренбург : Южный Урал, 2000. - 319 с.  

5. Савельзон, В. Л. Пушкин и Оренбуржье: над страницами «Капитанской дочки» и «Истории Пугачева» / В.Л. Савельзон. - 2-е изд., испр. и доп. - Оренбург : Южный Урал, 2002. - 406 с.  

6. Савельзон, В.  Пушкин и Оренбуржье : над страницами «Капитанской дочки» и «Истории Пугачева» / В. Савельзон. - Оренбург : Оренб. кн. изд-во, 1998. - 349 с.

7. Савельзон, В. Л. ...У нас такие есть комбаты  / В. Л. Савельзон. - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988. - 204 с. - (Всероссийская молодежная серия «Верны подвигу отцов»).

8. Оренбургский государственный драматический театр им. М. Горького: 150 лет / авт. текста В.Л. Савельзон. - Оренбург, [2006]. - 112 с. : ил.  

9. Целине - 30 лет / Оренб. обл. отделение Всерос. общества охраны памятников истории и культуры ; сост. В. Савельзон. - Оренбург : Южный Урал, 1984. - 1 л. : фот. 

10. Савельзон, В.  Говорим и пишем правильно  // Журналистика и медиарынок. - 2013. - № 12. - С.66-68 : ил.

11. Савельзон, В.  Пароль «СК» //  Страницы незримых поединков: [сб. очерков и рассказов о чекистах]; сост. В.С. Сидак. - Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1986. - С. 225-256.

12. Савельзон, В. Верстуковский Оренбург  // Оренбургский край. - 2007. - N 3. - С. 36-37. 

13. Савельзон, В.  Все началось с «Технодрома» // Оренбуржье. - 2001. - 15 февраля. - С. 4. 

14. Савельзон, В. Оранжевый мяч // Оренбургский край. - 2007. - N 1. - С. 36-37.

15. Савельзон, В. Полк в жизни и литературе // Журналистика и медиарынок. - 2014. - № 2. - С.28-30 : ил.

16. Савельзон, В. Скрипка [А.] Анисимова / В. Савельзон; Фото В. Втюрин // Оренбуржье. - 2001. - 21 марта.

Литература о В.Л. Савельзоне:

1. Авинов, П.  Загляните истории в лицо! // Оренбуржье. - 2001. - 28 февраля. 

2. Журналист-легенда // Вечерний Оренбург. - 2014. - 7 мая. - С. 3.

3. Лапынин, Т. Ради нескольких строчек в газете // Оренбуржье. - 2010. - 22 декабря. - С. 4.

4. Ломанцова, И.  Лучший во всей стране // Оренбуржье. - 2005. - 15 июля. - С. 2 : фото. 

5. Мартынова, А. Маэстро / Оренбуржье. - 2014. - 29 января. - С. 32.

6. Мартынова, А.  Увидят все! // Оренбуржье. - 2014. - 7 мая. - С. 7.

7. Павлова, Е.  Портрет на фоне эпохи  // Вечерний Оренбург. - 2001. - 1 марта. - С. 3.    

  Просмотров: 1403