Партнеры


  Расширенный поиск

160 лет назад 23 ноября 1859 года
родился Рамеев (Рамиев) Закир Махамедсадыкович (псевдоним - Дардменд (Дэрдменд) (1859 - 1921)

Татарский поэт. Один из издателей газеты «Вакыт» («Время») и общественно-литературного журнала «Шура» («Совет»).

 

За материнский, отцовский кров

И тысячу жизней отдать не жаль;

За край, в котором родился и рос,

Последней капли крови - не жаль.

                                 (Перевод Н.Беляева)

         Эти пламенные строки, принадлежащие известному татарскому поэту Дэрдменду (Рамиеву Закиру Мухаммедсадыковичу) - видному представителю татарской классической поэзии, издателю газеты «Вакыт» (1906-1918), депутату I Государственной Думы (1906), владельцу золотых приисков - вполне соответствуют сути жизни большинства представителей нескольких поколений уникального клана Рамиевых.

Поэт родился 23 ноября 1859 года в деревне Зирган Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии (современная территория Башкортостана) в семье потомственного купца. Его родословная берет начало в период возникновения Казанского ханства. Закир - четырнадцатое звено цепочки, предки которого были мурзами (дворянами). Среди родственников Дэрдменда - религиозные деятели, поэт Сагит и писатель Исмагил Рамиевы - видные интеллигенты, внесшие значительный вклад в развитие татарской литературы и культуры.

В 1862 году семья переезжает в деревню Юлык Орского уезда. Начальное образование Закир получил в деревенском медресе, где обучался арабскому, персидскому языкам, брал частные уроки по русскому языку. Испытывая неуемную тягу к знаниям, он в 1880 году уезжает в Стамбул, где изучает турецкий язык и литературу, западноевропейскую литературу и философию.

         По возвращении из-за границы Закир некоторое время жил в Орске. Был занят торговлей, летние месяцы проводил на золотых приисках. На второй год после возвращения он женился на Махубджамал Бурнаевой. Отец ее Мустафа Бурнаев был в этих краях известным купцом, имел прямые контакты с московскими фабрикантами Морозовыми.    

В это время  Закир  увлекается творческой деятельностью: переводит с турецкого, пишет стихи. Он выбирает себе псевдоним «Дэрдменд» - опечаленный. Вся его поэзия пронизана пессимизмом.

                   Солнца не жди...

                   Осень пришла - снег и дожди,

                   Сердце синей долины сковал ледок...

                   Высох цветок,

                   На тощем стебле - колючки остались.

                   Боль, боль...

                   Соловей!

                   Тебе острие иголки досталось.

                                        (Перевод Н. Беляева)

На творчество Дэрдменда известное влияние оказала классическая литература Востока. Он усердно изучал произведения русских и западноевропейских писателей. Поэт ратовал за чистоту литературного татарского языка, стремился в течение всей своей жизни писать языком, понятным народу.

Характерной особенностью поэзии Дэрдменда является философский взгляд на жизнь. Большинство его стихов состоит всего из нескольких строк. Однако в этих коротких произведениях перед читателем предстает судьба народа, родины. Дэрдменд отличается от многих поэтов-современников высочайшим уровнем философско-образного мышления. Произведениям поэта свойственны особая образность, изящество слога, меткость сравнений. Поэт достигает глубины обобщения даже в стихах, состоящих из 3-5-ти предложений. Пример этому - этапное стихотворение «Корабль»:

                            И день и ночь

                            Грохочет море,

                            А паруса рвет ветер злой.

                            Не превозмочь,

                            Не переспорить,

                                     Несет корабль к земле чужой.

                            Волна нагрянет,

                            Ее кручина

                                     Швырнет корабль страны родной.

                            Какая тянет

                            Нас пучина

                                     И жертвы требует какой?

                                                        (Перевод М. Зарецкого)

«Дэрдменд появился в мире татарской литературы на удивительном «Корабле», рассекающем волны бушующего моря... Вокруг сразу заговорили: «На литературном небе татарского искусства взошла новая звезда». Потому что действительно все почувствовали новый дух - особую литературную культуру, мастерское владение пером, изящный стиль, афористичность...» - писал Галимджан Ибрагимов  в 1913 году в очерке «Татарские поэты».

Рамиев был одним из богатейших людей конца XIX - начала ХХ века: со своим  отцом и старшим братом Шакиром он владел несколькими десятками золотых приисков на Урале. В 1869 году Мухаммедсадык Рамиев приобрел свой первый прииск. После этого он каждый год открывал  новые прииски, закрывал старые, не жалея при этом ни сил, ни денег на поиски залежей золота. 

Без Рамиевых нельзя представить историю золота Башкортостана. Из архивных материалов можно установить, в каком месте, когда и в каком количестве добыто ими золота. За 1869-1917 годы на территории современного Башкортостана и Челябинской области Рамиевыми извлечено из недр около пяти тонн золота. (Газета «Известия Башкортостана» 15 сентября 1993 г.).  М. Гафури в повести «На золотых приисках поэта» описывает случай, когда нашли  «золото с голову лошади». Это исторический факт. Самородок весил 24,6кг. Чистого золота было, конечно, гораздо меньше.

Почти все заботы по торговым и золотопромышленным делам клана Рамиевых лежали на плечах старшего брата Шакира. Материалы о новшествах, введенных  Шакиром Рамиевым  в процесс добычи золота, публиковались в специальных изданиях России  и за рубежом. Особенно высоко было оценено его предложение об усовершенствовании агрегата для промывания золота. В марте 1912 года Шакир трагически погиб. Работу отца продолжил сын Сулейман.

Месторождения золота приносили большую прибыль, часть которых братья жертвовали на содержание учебных заведений, другие благотворительные цели. В деревне Юлык  ими была построена каменная мечеть, открыто медресе, русскоязычная школа. Воспитателей и учителей содержали на свои деньги. Впервые в истории деревни братьями была основана библиотека,  которой в 1919 году заведовал драматург, наш земляк М. Файзи.

Почти тридцать пять лет жизни общественного деятеля, поэта и золотопромышленника Рамиева-Дэрдменда прошли в Оренбурге. Здесь на одной из центральных улиц - Неплюевской (ныне Ленинская, 31) для его семьи  был построен  большой дом. В этом доме супруги Рамиевы жили долго и счастливо, растили семерых детей. В Оренбурге Рамиевы занимали видное и почетное место в высших слоях общества, среди промышленников и купцов. Подрастающие дети получали хорошее образование в передовых и престижных учебных заведениях. В нашем городе поэтом было написано большинство  произведений, известных стихов.  Здесь он познакомился со знаменитыми людьми своей эпохи, был их собеседником.

В оренбургский период своей жизни Дэрдменд активно участвовал в общественной работе, несколько раз избирался народным депутатом в Городскую думу, в 1889 году, после открытия медресе «Хусаиния», был членом ее Попечительского Совета и благотворителей, членом комитета по воспитанию сирот. Закир на свои деньги обучал нескольких студентов за границей, покупал для татарских школ и медресе учебники. В начале ХХ века был выбран членом нескольких благотворительных обществ Оренбурга и Орска. В 1906 году Дэрдменд избирается депутатом в I Государственную думу от Оренбургской губернии.     

Братья Рамеевы несколько лет вынашивали мечту об издании газеты и журнала на татарском языке. И только в 1906 году они получают на это разрешение. С 21 февраля 1906 года в Оренбурге начинают печатать газету «Вакыт» («Время»), а с 10 января 1908 года - журнал «Шура» («Совет»), которые имели у читателей большой успех. Впервые в Оренбурге была создана периодическая печать, которая с первых дней стала известна не только  в России. Газета «Вакыт» издавалась тиражом, вдвое превышающим  разрешенный, и раздавалась неимущим бесплатно.

Тематические и хронологические рамки журнала «Шура» были чрезвычайно широки. Он имел 14 постоянных разделов. Журнал систематически знакомил читателей с восточной классической литературой, особое внимание уделял пропаганде русской литературы. Большое место в журнале «Шура»  занимали вопросы об исторических путях развития татарского народа; впервые в нем были поставлены вопросы истории возникновения татарской печати, истории татарской литературы и критики, вопросы развития татарского языка. Журнал сыграл большую роль в развитии национальной татарской и башкирской литературы.

На страницах этих изданий печатались видные представители татарской литературы, ученые начала ХХ века Г.Тукай,  Г.Ибрагимов,  Ш.Камал, М.Гафури и другие. Привлекались к активному участию и сотрудничеству корреспонденты из всех регионов России: татары, башкиры, казахи, киргизы - т.е. все тюркоязычные нации Средней Азии, Крыма и Кавказа. Благодаря этому читатели были в курсе событий всей страны.

В 1909 году братья Рамиевы открыли типографию «Вакыт» и начали издавать и книги. В этой типографии за 1909-1917 годы было напечатано более 120 книг общим тиражом 322450 экземпляров.

По воспоминаниям современников, Дэрдменд не любил заниматься коммерческими делами, его больше привлекали творчество, чтение. Не вмешивался он и в вопросы издательства. Отдавая свои стихи редактору журнала «Шура» Р.Фахретдинову, он говорил: «Если сочтете нужным, включите в журнал». Несколько десятков лет Закир собирал свою библиотеку, которой очень гордился.

После 1917 года Дэрдменд, как многие его соплеменники, не покинул Россию. В эти годы он писал:

         Если я за родительский дом отдаю,

         Ни на миг не задумавшись, душу свою, -

         Для Отчизны, где я и родился, и рос,

         Я бы жизнь свою в жертву с восторгом принес.

                                                      (Перевод С.Липкина)

Новая власть отобрала у Дэрдменда золотые прииски, типографию, библиотеку. Более всего он переживал за свои книги, но все они были потеряны, уничтожены, сожжены. Погибло и богатое рукописное наследие поэта.

Дэрдменд умер в 1921 году в Орске. В 1930-х годах на месте татарского кладбища был построен завод, и могила его не сохранилась. Но сохранились стихи поэта, изданные в нескольких книгах, сохранилась память о его добрых делах.

У Дэрдменда было восемь детей. Один из них, Искандер Рамиев, родился в 1886 году, учился в медресе «Хусаиния», санкт-петербургской гимназии. У него довольно рано проявились способности к естественным наукам. Видимо, планируя в будущем передать Искандеру руководство золотопромышленным делом семьи, после окончания гимназии его направляют учиться в знаменитую горную Фрейбергскую академию в Германии. Закончив учебу в 1914 году, Искандер возвратился на родину, работал начальником научно-исследовательской лаборатории в тресте «Башкирзолото». Инженер-металлург, он был очень хорошим специалистом, скромным, отзывчивым человеком. Искандер Закирович дважды был репрессирован: в 1929 году 9 месяцев он отсидел в одиночной камере за то, что был сыном миллионера.  Второй раз был арестован в 1938 году, сослан в Томскую область, где и умер в 1943 году. Посмертно реабилитирован.

Мы, оренбуржцы, гордимся и внуком Дэрдменда - Баширом (1918-1994), доктором технических наук, Лауреатом Государственной премии, заслуженным изобретателем РСФСР. Он был крупным ученым, конструктором и изобретателем в области создания и применения вычислительной техники в оборонных и гражданских отраслях народного хозяйства, одним из ведущих специалистов, заложивших основы вычислительной техники в Советском Союзе, активно проработавший в этой области более 40 лет. Автор более 70 работ, в том числе более 20 изобретений.  Был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени.

Башир Искандерович  внес значительный вклад в разработку и организацию производства первой отечественной промышленной ЭВМ «Стрела», за что в 1954 году был удостоен Государственной премии. С помощью этих ЭВМ решались задачи в области ядерной физики, ракетной техники и при создании космических аппаратов.

Интересным на наш взгляд является то, что у доктора технических наук  было среднее образование и два курса  Московского энергетического института, откуда его исключили в 1938 году в связи с арестом отца.

«Подвижники нужны, как солнце». Особенно нужны теперь, когда остро ощущается потребность в смелых и мудрых созидателях, в толковом хозяйствовании и, говоря прямо, в таких подвижниках, как Рамиевы. Нужна опора на внутренние силы народа, обретение уверенности в том, что везде, в любом месте России были и есть люди мыслящие, ученые, деятельные, способные укрепить дух и стойкость общества.

                                               А. Г. Абдулхаликова,

                                             кандидат педагогических наук

 



Источник :

Дэрдменд // Татарская энциклопедия : в 5 т. Т. 2: Г-Й / отв. ред. Г.С. Сабирзянов. - Казань, 2005. - С. 327-328.    

Библиография :

1. Дэрдменд // Прокофьева, А. Г. Литературное Оренбуржье : биобиблиографический словарь / А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева,  О. В. Федосова, Г. Ф. Хомутов. - Оренбург, 2006. - С. 71-72.

2. Имамутдинов, Р. Б. Писатели национальных литератур в Оренбургском крае / Р. Б. Имамутдинов. - Оренбург, 1991. - 86 с.

3. Черкас, Т. Мусульмане Орска в XIX - начале XX века / Т. Черкас // Орские известия. - 2003. - 28 января.

  Просмотров: 358