Партнеры


  Расширенный поиск

83 года назад 24 апреля 1941 года
родился Владислав Михайлович Еременко

Заслуженный художник России (2011).

 

Автобиография и творческий путь

Я, Еременко Владислав Михайлович, родился 24 апреля 1941 г. в станице Вышестеблиевской Темрюкского района Краснодарского края.

Отец - Еременко Михаил Яковлевич, учитель русского языка и литературы, в разные годы был завучем, директором средней школы, вел литературный альманах, печатался в газетах и журналах. Мать - Еременко Анна Даниловна, работала воспитателем в школе продленного дня. Ученики ее любили за доброту, отзывчивость и готовность помочь в трудную минуту.

Когда началась Великая Отечественная война, мне было всего лишь два месяца от роду. Мы жили при школьном дворе, где были вырыты окопы, в которые прятались от обстрелов фашистских самолетов. При звуках сирены женщины с детьми укрывались в окопах и часто от долгого ожидания опускали младенцев на землю, в результате чего многие дети заболевали и умирали. Моя мать, согнувшись, на корточках, часами держала меня на коленях и этим спасла мне жизнь.

В школу я пошел в 1948 г. Моя мама сшила из холста сумку для учебников и украсила ее бантиком, что стало предметом насмешек моих товарищей. За время учебы пытался научиться рисовать, но, как сказал коллега отца, учитель биологии и самодеятельный художник, «стать художником так трудно, так трудно, что лучше не начинать». Такой дисциплины, как рисование, в школе не было. Но ближе к десятому классу я как-то случайно нарисовал своего соседа по парте, и получилось похоже, что вызвало необычайное возбуждение среди моих друзей. Ко мне выстроилась очередь желающих получить портрет.

После окончания школы я не знал, куда поступать. Хотелось в художественное училище, но без подготовки это было бесполезно. Товарищ уговорил меня поехать в Ростов-на-Дону поступать в какое-нибудь учебное заведение, которое нам приглянется. С вокзала мы отошли пару кварталов и увидели автодорожный техникум. Я понятия не имел, что это такое, но товарищ сказал: «Давай попробуем!» Тем более что нас с распростертыми объятиями встретила завуч техникума. Мы сдали экзамены и уехали домой. В конце августа пришел вызов на учебу. Я не хотел ехать, но на семейном совете отец сказал: «Чем ты год будешь болтаться дома, лучше иди учиться, так как после десятилетки тебя зачислят на второй курс, и через два года получишь диплом».

Проучившись год и сдав экзамены, я решил оставить это заведение, так как за это время познакомился с художниками, которые оформляли техникум, выполняя наглядную агитацию, настенные росписи, витражи, картины и т. д. Они немного подучили меня, ставили натюрморты, давали мне кисти, краски и холст. Помимо этого, я ходил на занятия в Ростовское художественное училище, где познакомился с одним студентом, который знакомил меня с азами изобразительной грамоты.

И вот в 1959 г. мы с отцом поехали в Краснодар поступать в художественное училище, где у отца был знакомый преподаватель. Он посоветовал нам подавать документы не в училище, а в пединститут, где впервые открывался художественно-графический факультет. Так как я был недостаточно подготовлен по спецдисциплинам, но хорошо сдал общеобразовательные предметы, то по общему количеству баллов вошел в число десяти абитуриентов, из которых решили по итогам собеседования оставить двоих. И я попал в их число.

Когда начались занятия, выяснилось, что на факультете не хватает достаточного количества помещений, мольбертов, методический фонд только формировался, чехарда с преподавателями, которые менялись каждые два-три месяца. После нескольких месяцев учебы я понял, что ничему здесь не научусь, и обратился к ректору института с вопросом, как быть дальше. Меня поразило, что он меня внимательно выслушал и, несмотря на мой юный возраст, дал исчерпывающие разъяснения. Он согласился, что положение на факультете сложное, не все сразу можно наладить, но институт делает все возможное, чтобы исправить ситуацию. Ректор заверил, что если в течение трех месяцев ничего не изменится, то он разрешит мне перевестись на исторический факультет сразу на второй курс.

И вот в течение этих трех месяцев к нам приезжает преподаватель В. Зайцев, окончивший Харьковский художественный институт. С его приходом вся система преподавания изменилась. Это был энергичный, очень начитанный, имеющий свой взгляд на искусство человек, интеллигентный, подвижный, как ртуть, с раскатистым громоподобным голосом при росте в полтора метра. Я был захвачен этим проявлением его качеств. Он был убежден, что существуют законы эстетической гармонии цветов, которым можно обучаться так же, как законам музыкальной гармонии. И та, и другая отражают универсальную гармонию мира, в которой царит порядок и душа сущего! Всем управляет число - оно в основе творений великих художников. Зайцев изучал теорию золотого сечения и способы применения его на практике при создании картины. И, конечно, после года учебы под его руководством это отразилось на моем отношении к рисунку и живописи. Через пару лет я стал одним из лучших на факультете, а по итогам пятилетнего обучения на защите диплома меня и еще одну студентку оценили на отлично с похвалой и рекомендацией приема в художественный фонд.

После института меня распределили в Тобольское педагогическое училище преподавателем рисунка и живописи. Я впервые увидел тайгу, слияние рек Тобол и Иртыш невероятной красоты и мощи. Когда стоишь на берегу этих рек, то противоположный берег теряется вдали, и это огромное количество воды, которое несется куда-то за горизонт, так воздействует на твое сознание, что ощущаешь себя маленькой песчинкой в этом мире.

Когда я отработал несколько месяцев в училище, меня призвали в армию. С 1964 по 1965 г. служил в стройбате, в сержантской школе г. Кстово Горьковской (ныне Нижегородской) области. Кроме учебы и армейской службы, мне поручили заниматься оформительской работой, наглядной агитацией, писать картины и портреты знаменитых людей для библиотеки.

После армии я вернулся в Краснодар, обзавелся семьей и с 1955 по 1970 г. работал художником на разных предприятиях. В 1972 г. по конкурсу занял должность ассистента на художественно-графическом факультете педагогического института г. Карачаевска Черкесской автономной области. В этом институте я подружился с Антоном Власенко, который окончил тот же институт, что и я, но на три года позже.

Эта встреча определила нашу дальнейшую жизнь, и вот уже пятьдесят лет мы вместе. С первых дней знакомства стали ходить на этюды в окрестности Карачаевска. Природа Кавказа изумительна, она захватывает своей красотой любого человека. Через пару лет о нас заговорили как о хороших акварелистах, мы стали участвовать во многих выставках не только в Карачаевке, но и в Кисловодске, Минеральных Водах, Ставрополе.

В 1969 г. мы участвовали в зональной выставке «Советский юг» в г. Махачкале. В 1974 г. была зональная выставка в г. Орджоникидзе, в 1975 г. - IV Всесоюзная выставка акварели (Москва, Минск, Орел), в 1978 г. - зональная выставка графики «Советский юг», г. Орджоникидзе, в 1979 г. - республиканская «Выставка произведений художников-преподавателей вузов», г. Москва.

В 1968 г. меня с Антоном Власенко по рекомендации Союза художников Ставропольского края отправили на творческую «Академическую дачу» им. И. Репина под Вышним Волочком Тверской области. Здесь произошло судьбоносное знакомство с художниками из Оренбурга Г. Глахтеевым и В. Фроленко. Нас поразило, что они приехали не для того, чтобы собирать материал для будущего участия в зональных выставках и заключения договоров на исполнение госзаказов - их волновали творческие проблемы «валерной живописи». Всякое произведение живописи складывается из понятия мастерства и идеи. Образ - производное идеи, техника - производное мастерства. Мастерство достигается знанием и использованием таких понятий, как цвет, форма, соотношение масс, пространство картины, валеры. Валеры - это взаимодействие цветов и тонов при одинаковой освещенности. Самыми яркими представителями «валерной живописи» были Ян Вермеер, голландский художник XVI века, и Камиль Коро - французский живописец XIX века. Оренбургские художники в своих этюдах с натуры выясняли, как освещенность влияет на цвет и тон предмета при дневном или ночном свете, в разное время дня: восход и закат солнца, лунная ночь или туманное утро. Их поиски были примером для нас в том, что если мы хотим стать художниками, то должны понимать суть живописи, ее возможности, изучить весь арсенал открытий предыдущих поколений, усвоить и развить их дальше.

Мы впервые встретились с художниками, у которых были свои цели и идеи. Нам нравилась одержимость и накал творческих исканий, нам хотелось участвовать в этом, ведь мы только начинали свой творческий путь. Когда мы уезжали, то они нас пригласили приехать в Оренбург и познакомиться поближе. Спустя год я приехал к Г. Глахтееву, он познакомил со своими друзьями-художниками. Мне очень понравилась творческая жизнь Союза художников. Г. Глахтеев в ходе наших разговоров и посещения мастерских художников Оренбурга высказал желание о совместных поездках на пленэр в предгорья Северного Кавказа.

В 1973 г. группа художников (Г. Глахтеев и В. Фроленко из Оренбурга, А. Власенко и В. Ерменко из Карачаевска, В. Зайцев и Г. Кошельников из Краснодара) выехали в горы Архыза и организовали лагерь под большой сосной на возвышении. Это не было собрание единомышленников, каждый работал сам по себе, но природа, общение и разговоры об искусстве у костра оказались незабываемыми. В. Зайцев изложил теорию золотого сечения в изобразительном искусстве, а мы с Антоном Власенко использовали ее в своих этюдах.

В 1974 г. студентка моей группы предложила пленэр на ее родине, в поселке Садки на Азовском море, куда приехали из Оренбурга Г. Глахтеев и Ю. Григорьев. Мы со своими студентами сняли помещение школы. Писали этюды, говорили об искусстве, купались в канале. Этот рыбацкий поселок напоминал Венецию, так как к каждому дому подходил канал, откуда на рыбную ловлю рыбаки уплывали в залив на моторных лодках.

В 1975 г. состоялась поездка в Садки продолжительностью в месяц, а потом на автобусах мы уехали в горы Архыза тоже на месяц. Студентов уже не было, мы пригласили Г. Глахтеева и В. Газукина, а качестве натурщицы - Ирину Макарову. И это уже походило на группу единомышленников, готовых решать творческие задачи.

Когда мы начинаем учиться изобразительному искусству, то неизбежно постигаем уже апробированные и общезначимые знания и умения, приемы и навыки, которым учат в художественных учебных заведениях. Постепенно происходит отчуждение освоенного мастерства и тех творческих задач, которые должен решать художник. Этот кризис рождает тип новаторов подобно Ван Гогу, Сезанну или Гогену, то есть художников-самоучек, не связанных школой и традицией обучения, они открывали иное видение и порождали новые направления в искусстве. Только благодаря таким художникам общество получает истинные представления о себе и мире, соответствующие историческому развитию.

Так же и мы, хоть и учились в институте и постигали изобразительную грамоту, понимали, что этих навыков недостаточно. У нас происходили процессы понимания значения формы, пластической выразительности, соотношения масс в этюде, линии и цвета как средств выражения эмоции.

Один из членов группы, оренбургский художник В. Газукин, впервые пишет «цветные работы» и, можно сказать, заражает всех нас цветовым видением, что дало массу поисков и развитие самого понятия цвета в живописи. Был заложен общий метод для всех, кто был и кто потом примыкал к нашей группе, - изучение природы, натуры как основы искусства. Вырабатывались понятия пластического мышления, колорита, валеров, жизненности и духа изображения, одновременно формировался вкус, накапливались культура и опыт.

В 1975 г. по рекомендации Ставропольского Союза художников меня и Антона Власенко приняли в члены Союза художников СССР. В этом же году нас зачислили в ассистентуру-стажировку в Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова. У нас была обширная программа, мы занимались живописью и рисунком в своей мастерской под руководством опытных мастеров, участвовали в просмотрах работ студентов разных мастерских, ходили в музеи Москвы копировать картины.

В 1976 г., окончив ассистентуру-стажировку, вернулись в Карачаевск. В этот же год мы организовали поездку на пленэр в Садки и в горы Архыза. В горах состоялся вечер памяти В. В. Кандинского, посвященный 110-летию со дня рождения художника.

В 1979 г. в поездку в Садки были приглашены Н. Рыбнов из Кисловодска и В. Непьянов из Пензы. Впервые было провозглашено название нашей творческой группы - «Академия Садки».

В этом же году мы с А. Власенко решили переехать в Оренбург. После ассистентуры-стажировки в Москве мы обязаны были отработать в Карачаевске два с половиной года. И мы выполнили это условие, а затем написали заявления ректору института об увольнении. Но он их не подписал, трудовых книжек не отдал, нам пришлось уехать без них.

В Оренбурге нас пригласили преподавать в художественном училище, директор обещал дать квартиры, думал, что с трудовыми книжками вопрос решится, но, к сожалению, не получилось. С 1980 по 1984 г. мы работали над созданием музея города Оренбурга по предложению председателя исполкома г. Оренбурга Ю. Д. Гаранькина. После создания музея он обещал нам решить вопрос с жильем. Это были очень трудные годы, мы скитались по съемным квартирам, мастерской не было. Работа над созданием музея включала в себя поездки в другие города для того, чтобы перенимать все лучшее, что было использовано в подобных музеях. Нужно было создать проекты экспозиции, обустройства залов, макет росписей, картин, витражей. В центральном зале этого музея надо было выполнить огромный левкас, посвященный трем столетиям Оренбурга. Размеры этой росписи составляли пятнадцать метров в длину и пять метров в высоту. Подготовка стены и нанесение левкасного грунта требовали много времени, и в целом на это ушел год работы. Кроме этого, мы исполнили еще несколько картин для других залов. К работам над музеем привлекались многие предприятия города. В 1984 г. музей был торжественно открыт. Заместитель министра культуры страны высоко оценил нашу работу и признал музей одним из лучших в ряду других музеев страны.

В том же году зональный выставком заключил с нами договор на создание триптиха «Оренбург в трех столетиях», где мы использовали весь материал, который собрали при работе над левкасом в музее г. Оренбурга. В 1985 г. с этим триптихом мы стали участниками зональной выставки «Урал социалистический» в г. Свердловске. В журнале «Урал» за 1987 г. была помещена статья о нашей работе с подробным анализом содержания картин и положительной оценкой нашего труда. Сейчас триптих располагается в здании Правительства Оренбургской области.

Но вернемся к 1980 г. Организация поездок в горы в прежнем составе продолжалась. Г. Глахтеев сочинил трактаты «Разговор художника с философом», «О реализме», диспут «О рисунке и мышлении», «Об абстрактном искусстве». Писались этюды, я работал над картиной на холсте «У ручья» и еще над рядом холстов. И этот год провозгласили моим годом.

В 1981 г. в поездку в Садки был приглашен новый участник - А. Ханин. Состоялся диспут «Цвет и цветовые пространства». А. Ханин становится членом группы.

Не избежала группа «Академия Садки» и ряда разногласий по мере роста и становления индивидуальности каждого ее члена, разности темпераментов, личных склонностей, житейских обстоятельств и мировоззрений. Это привело к тому, что в 1982 г. одна группа в составе Г. Глахтеева, И. Макаровой, Н. Рыбнова, А. Ханина и приглашенной Г. Рязановой поехала в горы Архыза, а другая в составе А. Власенко В. Еременко, В. Газукина и приглашенного В. Бочкарева отправилась в с. Чураево Кувандыкского района. Для меня это было первое знакомство с Оренбургской областью. Я думал, что природа Оренбуржья - это бескрайние степи. И для меня, жившего в горах Кавказа и считавшего, что лучше природы нет, оказалось, что в Кувандыкском, а затем и в Тюльганском районах Оренбургской области места не хуже и даже ближе мне по духу: они менее грандиозны, но зато более уютные, здесь, как отмечали многие художники, особенный золотистый свет. И вот уже почти сорок лет я очарован природой Ташлы Тюльганского района, которая нашла отражение в моем творчестве.

До 1984 г. мы с упоением знакомились с красотами Чураевских мест, где живет очень приветливый и гостеприимный народ. Мы жили в семье башкира, писали его семью, природу, лошадей. Затем четыре года мы работали в разных местах, формировался индивидуальный стиль каждого из нас, определялись вкусовые пристрастия. Я же стремился к живописно-пластическому видению природы, пытался добиться синтеза формы и цвета, колористического звучания в картине. Меня интересовала исключительно живопись, я хотел понять ее возможности, определить свои природные данные, круг моих интересов и пути их решения. Мой стиль формировался из многих составляющих. Это и изучение тех художников, которые отвечали моим представлениям о том, в каком направлении должно развиваться мое искусство. Изучал творчество, даже копировал таких мастеров, как Сезанн, Матисс, Кандинский. Ну и особенно в свое время был увлечен Шагалом. Как писала обо мне оренбургский искусствовед Фаина Хаялина: «Летающими влюбленными оренбургский художник населил не одну картину. Может, потому, что сам очень удачно выбрал вторую половину, которую зовут Людмила. Ее имя означает „любые начинания, новые дела". Такая женщина для творца - просто сокровище».

В 1986 г. произошло воссоединение группы «Академия Садки». Со временем противоречия сгладились, а общего у нас было больше. Мы провели творческие отчеты «Ташла в творчестве оренбургских художников». Состоялась персональная выставка Г. Рязановой в центральном выставочном зале, персональная выставка В. Газукина в Таллине, творческие отчеты Г. Рязановой, В Газукина, Г. Глахтеева, А. Власенко, В. Еременко в помещениях художественного фонда, выставка «Ташла в творчестве оренбургских художников» в залах центрального выставочного зала.

В 1991 г. состоялась первая большая выставка «Академии Садки» в Центральном выставочном зале г. Оренбурга. В этом же году наша группа и другие художники Оренбурга участвовали в выставке в г. Блоньяке (Франция).

А позже наша группа приняла участие в аукционе «Отель Дрюо» (Париж, Франция). Вот некоторые выдержки из высказываний французского искусствоведа К. Робера: «Художники создали группу, которая войдет в историю под названием „Академия Садки", где работали вместе, как в прекрасные времена импрессионизма, выковывая общий стиль и духовность. Метаморфозы и единство - так можно охарактеризовать творчество художников, кующих общий язык. Редко подобная общность в письме и чувствах обнаруживалась в истории искусств».

Аукционы в парижской галерее Дрюо проходили в 1991, 1992, 1993, 1999, 2001 гг. Наши имена были занесены в каталоги живописи аукционных продаж художников со всего мира «Le Guidargus de la peinture» (Париж, 1992) , «Bénézit Ed. Gründ» (Париж, 1992).

В эти же годы я в основном работал в Ташле, в доме В. Газукина. Ташла пробуждает творческое начало, наверное, у каждого, кто живет там или приезжает специально, чтобы насытиться ее природой, писать этюды, размышлять о жизни и творчестве. Ташла - это обжитый край художников, каждый внес свою долю в ее освоение и познание и создал свой образ. В моей жизни Ташла - особая страница: нигде больше не работал я с таким вдохновением и таким подъемом. Каждый прожитый здесь день, впечатления от увиденного и пережитого создавали тот творческий настрой, когда рождаются новые идеи и замыслы.

В 1994 г. художник из Бузулука Николай Иванов купил дом в полузаброшенном селении Пасмурово Бузулукского района и пригласил членов «Академии Садки» и недавно принятых в наши ряды И. Смекалова и М. Бусалаеву поработать летом. Я участвовал в нескольких поездках в Пасмурово, это было поучительно тем, что подвигло меня на ряд открытий, которые в чем-то перекликались с моими ранними работами, выполненными в горах Архыза, но не развитыми в дальнейшем. Суть такой живописи - в драматизации цветового воздействия. Цвет здесь как бы загнан внутрь живописной ткани, он служит не как приправа или украшение, а как средство передачи драматической коллизии, эмоционального переживания.

В 1998 г. меня избирают председателем правления Оренбургской организации Союза художников России. Ноша председателя Союза художников достаточно тяжела и требует много затрат как душевных, так и физических сил. Необходимо решать вопросы со всеми ветвями власти, депутатами города, которые определяют, на каком основании предоставить нам мастерские, будет ли это безвозмездное пользование или аренда, которую мы никак не могли бы оплачивать, так как мы творческие работники, а не бизнесмены. Одни преподавали в художественном училище или школе, кто-то работал оформителем или дизайнером. Времена настали трудные, картины почти не покупались.

Так как мы являлись областной общественной организацией, то работали совместно с региональным министерством культуры. В нашем распоряжении находился выставочный зал, каждый год мы планировали ежемесячные выставки. С 1998 по 2008 г. было проведено около 200 выставок разного уровня и представительства. В 1999 г. состоялась большая выставка «Сто двадцать пять картин художников Оренбурга» в Центральном доме художников в Москве, по итогам которой был издан альбом. Выставку посетил секретариат Союза художников России, был отмечен творческий характер представленных работ и высокий уровень профессионализма. Положительно оценили выставку известные художники страны Д. Д. Жилинский, Г. Г. Назаренко, Н. Нестерова - действительные члены-корреспонденты Российской академии художеств.

В 1999 г. была организована выставка оренбургских художников во Франции, в «Арт контемпорайн».

2000 г. - всероссийская выставка «Имени твоему» в ЦДХ г. Москвы; Всероссийская выставка, посвященная 55-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Москва).

2001 г. - Всероссийская выставка «Духовность, традиции, единение» (г. Москва).

В 2001 г. прошла моя персональная выставка, посвященная 60-летию со дня рождения. Я был удостоен губернаторской премии «Оренбургская лира».

2004 г. - Всероссийская выставка «Россия XII» (г. Москва).

2004 г. - областная художественная выставка «Жизнь и творчество. Нам полвека» к 50-летию Союза художников России.

Вышел в свет альбом, в котором были размещены репродукции как ныне живущих художников, так и тех, кого уже с нами нет, с фотографиями авторов и их биографиями. Юбилейное событие проходило в областном театре драмы, где присутствовали представители всех ветвей власти. Было много награжденных художников, подарков и благодарностей от других подразделений культуры и общественных деятелей.

По инициативе Союза художников ежегодно проводится выставка «100 картин оренбургских художников» под руководством заслуженного художника России Ю. Рысухина. Это его авторский проект, благодаря которому демонстрируются лучшие достижения в творчестве художников за последний год, выставка пользуется уже многие годы большой популярностью и активно посещается зрителями.

В 2007 г. - участие в межрегиональной выставке «Единение» в Нижнем Новгороде.

Перечислять все выставки и мероприятия можно долго.

Творческая жизнь в нашей группе «Академия Садки» продолжалась, каждый из нас не только разделял общие идеи, но и имел свои цели в искусстве. Возникают новые формы сотрудничества: организуются циклы выставок в групповом проекте «Плеяда» и печатается альманах под этим названием, в котором размещаются репродукции художников и их размышления о сути творчества. В этой группе участвуют не только члены «Академии Садки», но и другие близкие им по духу молодые художники. Осуществляются поездки художников на пленэр в Ташлу, Рябцево, Абзаково, Анатольевку, а позже некоторые из них участвовали в экспедициях за границу - в Европу, Индию, Индонезию, на Кубу.

В 2002 г. стартовал еще один художественный проект В. Газукина - «Беспредметный язык живописи», в котором принял участие и я. Из пяти выставок мне довелось участвовать в четырех (2002, 2003, 2004, 2005). Меня привлекали свобода выражения и те новые идеи, которые осуществлялись в беспредметном искусстве, а толчком к этому послужили вечера памяти В. Кандинского, когда мы пытались писать, мыслить и видеть абстрактно.

В 2007 г. мои полномочия председателя областного Союза художников закончились. Меня пригласили на преподавательскую работу по рисунку и живописи в Оренбургское художественное училище. Я остался членом правления и заместителем председателя Союза художников Оренбуржья. Моя творческая жизнь активизировалась, я продолжал ездить на этюды в Ташлу, писать картины, участвовать в выставках.

В 2008 г. в оренбургском музее ИЗО проходит выставка «Академии Садки» и издается альбом о творчестве нашего объединения. В нем прослеживается хронология возникновения и развития группы (1971-2008). Издание альбома - это большое событие для нас, оно наглядно показало, какой сложный путь становления прошел каждый участник. Неизвестно, как в будущем сложится судьба наших картин, но издание альбома никогда не даст забыть историю нашей группы. В 2011 г. в Москве, в галерее «Беляево», состоялась выставка «Художники Оренбурга», в которой участвовали В. Еременко, Ю. Рысухин и И. Смекалов. Московский искусствовед М. Лазарев пишет в своей статье о моем творчестве: «Основоположники абстрактного искусства утверждали и обосновывали его полное отдаление от реальной действительности. В отличие от них (с тех пор прошло столетие и много чего было передумано и переделано) систему Еременко можно определить как абстрактно-реалистический метод. Сама по себе изобретенная Еременко композиционная система, органично связанная с реальной и виртуальной действительностью, являет собой достаточно самобытное явление». И еще: «Реальность и абстракция - сочетание, казалось бы, несоединимых субстанций, возможно, ноу-хау Еременко».

В 2011 г. мне было присвоено почетное звание «Заслуженный художник России». В этом же году прошла моя юбилейная выставка в музее Оренбургском музее изобразительных искусств, посвященная 70-летию со дня моего рождения.

В 2016 г. я участвовал во всероссийской выставке «Лики России» в Архангельске. В этом же году состоялась юбилейная выставка в Оренбургском музее изобразительных искусств к 75-летию со дня моего рождения.

В 2017 г. мне была присуждена вторая губернаторская премия «Оренбургская лира» за вклад в сохранение и развитие лучших традиций отечественной художественной школы, организацию юбилейных персональных выставок «Этюды разных лет» в музее изобразительных искусств и серию картин «Лики Ташлы» в галерее «АртА», а также за выставку этюдов в выставочном зале художественного училища.

В 2018 г. - участие в межрегиональной выставке «Большая Волга» (г. Нижний Новгород).

В 2019 г. - участие во Всероссийской выставке «Россия XII» (г. Москва).

В 2017 и 2018 г. я писал «Весну» и «Осень» в Ташле и на основе этих этюдов еще почти год писал картины. И в 2019 г. открылась выставка «Весна и осень в Ташле» в «Галерее на Пушкинской».

Весна и осень для меня самые привлекательные времена года, когда природа многоцветна, как ни в какое другое время. Ташла в этот период предстает во всей красе. Весна - праздник жизни, осень - роскошное замирание природы. Когда ты видишь это великолепие, в тебе появляется свобода выражения изобразительных средств, и тогда цветовые, световые и пластические впечатления сливаются в единое целое, чтобы выразить свой восторг и особое состояние души, переполненной ощущением удивительной красоты этого места. Живя в городе, никогда не увидишь и так остро не почувствуешь всего многообразия и великолепия изменчивой природы, как в Ташле. В Ташле возносишься над обыденностью.

Подытоживая свой творческий путь, я возвращаюсь к началу, когда мы учились друг у друга в «Академии Садки». Взаимный обмен знаниями, умениями, новыми достижениями крайне важен для становления художника. Изолированность пагубно отражается на творчестве. Если не изучать, не пробовать, не брать на вооружение чей-то опыт, то и сам ничего не откроешь в искусстве. Пикассо, сделавший немало копий, говорил: «Все, что до меня, - мое!» Твое все равно из тебя «выйдет», хочешь ты этого или нет. «Академия Садки» сформировала у нас отношение к искусству как к святому делу, которому служат бескорыстно и самоотверженно, не ожидая похвал.    



Источник :

Еременко Владислав Михайлович // Энциклопедический словарь биографий современников «Вся Россия - XX век. Оренбургская область» / главный редактор В. П. Кирилев. - Самара, 2008. - Книга II. - С. 48.

Библиография :

1. Владислав Еременко : каталог выставки / Союз художников России ; фото А. Мирзаханова. - Оренбург : Димур, 2001. - 24 с. : рис.

2. 100 картин художников Оренбуржья / Оренбургская организация Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», Галерея «Оренбургъ». - Оренбург, 2003. - 80 с.

3. Художники Оренбурга. Владислав Еременко, Юрий Рысухин, Игорь Смекалов. Живопись : каталог выставки. - Москва : Август Борг, 2011. - 99 с. : ил.

 

Литература о В. М. Еременко:

4. Еременко Владислав Михайлович // Художники Оренбуржья : альбом / Оренбургское областное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» ; автор-составитель А. М. Кальвина. - Оренбург : Оренбургское книжное издательство им. Г. П. Донковцева, 2015.- С. 261.

5. Ноу-хау Владислава Еременко // Веркашанцева, Н. Портреты с натуры : галерея оренбургских художников / Н. П. Веркашанцева. - Оренбург : М. Ф. Коннов, 2015. - С. 102-107.

6. Веркашанцева, Н. Космос Владислава Еременко / Н. Веркашанцева // Оренбургская неделя. - 2011. - 28 сентября. - С. 25.

7. Веркашанцева, Н. Никас - в Оренбург, наши - в Москву / Н. Веркашанцева; фото автора // Оренбургская неделя. - 2011. - 26 октября. - С. 9 : фото.

8. Емельянова, Н. Путь от предмета к образу и обратно / Н. Емельянова // Южный Урал. - 2011. - 21 декабря. - С. 9.

9. Еременко, В. М. Путь к себе - только по звездам / В. М. Еременко ; [беседовала] Н. Веркашанцева // Сельские вести (Оренбург). - 2012. - 7 февраля. - С. 5.

10. Кузнецова, А. Мир глазами художника / А. Кузнецова // Оренбургское время. - 2007. - 14 марта. - С. 18.

11. Леонтьев, В. Зрелость мастерства / В. Леонтьев // Оренбургское время. - 2009. - 1 января. - С. 7.

12. Петина, Н. Г. Прислушиваясь к сердцу / Н. Г. Петина // Вечерний Оренбург. - 2002. - 28 февраля. - С. 7 : ил., портр.

13. Хаялина, Ф. Путь к себе / Ф. Хаялина // Вертикаль. Вестник Правительства Оренбургской области. - 2012. - № 1 [27]. - С. 72-75.

 

  Просмотров: 1479