Партнеры


  Расширенный поиск

83 года назад 6 августа 1941 года
родился Рифкат Вакилович Исрафилов

Народный артист РФ, художественный руководитель Оренбургского государственного областного драматического театра им. Горького, профессор.

Автобиография 


Я родился 6 августа 1941 года в деревне Ново-Муслюмово Мечетлинского района Башкирской АССР. Мою мать звали Хатмиямал. Отца - Вакил. Оба из крестьян. В семье было шестеро детей. 

Мы получили, как говорится, деревенское воспитание, рано привыкли к трудовой дисциплине, поэтому с малых лет приучены и к работе, и к самостоятельности, и к ответственности.

Я окончил семь классов Ново-Муслюмовской начальной школы, продолжил обучение в Большакинский средней школе - одной из лучших в районе. В ней все учителя были выпускниками Казанских университетов. По окончании я вернулся в свою деревню. Тогда был издан указ об обязательном трудовом стаже по завершении среднего образования, поэтому я стал работать: больше года - директором сельского дома культуры, затем - инструктором райкома комсомола Мечетлинского района. А уже после продолжил учиться в Стерлитамакском культурно-просветительском училище, перевелся на второй курс театрального факультета Уфимского училища искусств, окончил его с отличием и был принят в труппу Башкирского академического театра им. М. Гафури, где работал до 1968 года.

Надо признать, что я всегда чувствовал недостаток образования, мне не хватало глубоких знаний в профессии, и я не оставлял надежды продолжить учебу в столичных вузах страны. И вот в 1968 году я поехал поступать в ГИТИС. В тот год курс должен был набирать Анатолий Васильевич Эфрос, однако ему не дали такой возможности. И на курс назначили Андрея Алексеевича Попова - замечательного педагога и талантливого мастера. На одно место претендовало 139 человек. Конкуренция была, казалось, немыслимая. Но уверенность в свою удачу меня не покидала. И по конкурсу прошел!

Наш курс был сильным. Со мной вместе учились такие замечательные режиссеры, как Борис Морозов, Анатолий Васильев, Иосиф Райхельгауз и многие другие, впоследствии получившие признание в театральном мире. В 1972 году на сцене Башкирского театра я поставил свой преддипломный спектакль «Галиябану» по пьесе татарского драматурга М. Файзи. В 1973 году с постановкой «Неотосланные письма» по повести А. Кутуя защитил диплом режиссера. Для меня это был первый опыт написания инсценировки. Я благодарен за ценные советы своему педагогу М.М. Буткевичу. Тогда мои первые спектакли вошли в репертуар театра и жили много лет на сцене. Я вернулся в Уфу режиссером-постановщиком Башкирского академического театра, а затем стал главным режиссером, художественным руководителем Башкирского театра им. М. Гафури, в котором проработал более 20 лет.

Но жизнь не бывает без перемен. В 1995 году я вынужден был уволиться из театра. Вел курс студентов актерского отделения в Уфимском институте искусств, когда получил приглашение возглавить Оренбургский драматический театр. Предложения поступали из разных городов - Казани, Краснодара, Астрахани, однако Оренбург был ближе всего, и я выбрал его.

С 1997 года вся моя творческая энергия направлена на строительство Оренбургского драматического театра им. М. Горького. Культурная среда Оренбуржья всегда давала возможность духовного обогащения людям искусства. В этом отношении Оренбургский край благодатный.

Самым большим достижением я считаю открытие кафедры актерского мастерства в Оренбургском государственном институте искусств им. Л. и М. Ростроповичей. В этом деле огромную роль сыграли В.Н. Флейшер и Б.П. Хавторин. Мы стали растить свою команду единомышленников. А это ключевой фактор в создании благоприятной творческой атмосферы в театре. Без подготовки своих кадров развитие театрального искусства невозможно. Сегодня уже более 80 % труппы состоит из выпускников Оренбургского института.

На оренбургской сцене мной поставлено несколько десятков спектаклей, и все они мне дороги. Этапным можно назвать «Дон Жуана» по пьесе Ж.-Б. Мольера. Исполнителем главной роли был Олег Бажанов. С артистом уникального природного дарования Олегом Хановым вышли спектакли: «Отец» А. Стриндберга, «Маскарад» М. Лермонтова, вершиной нашего творчества стал «Ричард Третий» У. Шекспира. Эта роль принесла Олегу Ханову общее признание в театральном мире и премию К.С. Станиславского.

Конечно, спектакль «Капитанская дочка» по повести А.С. Пушкина - визитная карточка нашего театра. Мы обращались к этому произведению дважды, потому что темы, идеи, художественное преломление Пушкиным истории страны и судеб народа, да еще и связь с Оренбуржьем делают эту постановку для нас значимой и всегда актуальной. Из последних премьер, мне кажется, интересной работа актеров в спектакле по пьесе Я. Пулинович «Земля Эльзы».

Меня всегда интересовала встреча с хорошей драматургией. Большими творческими открытиями стали спектакли по произведениям А. Вампилова, Б. Васильева, В. Шукшина. Многие интересные спектакли репертуара жили на сцене по многу лет, многие собирают зрителей и сегодня. Спектакли нашего театра становились и становятся лауреатами престижных театральных фестивалей страны. Принесли награды театру спектакли: «Раба своего возлюбленного» Лопе де Веги, «Очень простая история» М. Ладо, «Милые люди» В. Шукшина... Спектакль «А зори здесь тихие...» получил признание не только в России, но и за рубежом - в Марселе.

Значительными событиями в моей профессиональной деятельности стали постановки в Москве, где удалось поработать с замечательными артистами Российского академического молодежного театра (1982 год, спектакль «Долгое-долгое детство» М. Карима) и Московского театра им. М. Ермоловой (2002 год, «Раба своего возлюбленного» Лопе де Вега). Эти спектакли прозвучали очень интересно и долго были в репертуаре театров.

Для любого человека важно постоянно расширять круг своих знаний, увеличивать пространство художественного видения мира. Важно участие в театральных конкурсах, смотрах, семинарах... Еще в молодости в составе делегатов от Советского Союза я стал участником Кубинского конгресса Международного института театров при Юнеско, где встретился с Фиделем Кастро и другими известными людьми. Благодаря Международному институту театра у деятелей искусства разных стран есть уникальная возможность встречаться, общаться, обмениваться опытом, узнавать много нового и интересного о том, чем живет и дышит театральный мир на нашей планете.

На моем жизненном и творческом пути я встретился с очень многими замечательными людьми, которые сыграли важную роль в моем становлении как художника, познании тайн режиссерской профессии. Это народные артисты СССР А.А.Попов, Г.А.Товстоногов, народные артисты РСФСР М. О. Кнебель, И.И.Судакова, заслуженный деятель искусств РСФСР А.В.Эфрос, режиссер и театральный педагог М.М.Буткевич.

Особенно я благодарен судьбе за встречу и годы дружбы с народным артистом СССР, Героем социалистического труда и лауреатом всех премий Михаилом Александровичем Ульяновым. Сначала мы вместе работали в ВТО (потом СТД), где он был председателем. Мы стали друзьями. Он бывал и на моей родине - в деревне Новомуслюмово. Когда я приезжал в Москву на секретариат, то останавливался в гостинице «Минск» - это напротив дома Ульянова. Утром Михаил Александрович звонил мне и говорил: «Каша готова - на стол подано. Прошу к столу!» Я иногда завтракал у него. В моей жизни этот человек сыграл колоссальную роль, я всегда и во всем ощущал его поддержку.

Вот уже 25 лет я являюсь секретарем СТД и председателем Совета Республик СТД РФ, непосредственно занимаюсь театрами Кавказа. Провожу режиссерские лаборатории с представителями театров Северного Кавказа, Абхазии, Южной Осетии. Много лет назад был организован фестиваль «Сцена без границ» (г. Владикавказ) специально для театров Кавказа. В последние годы учрежден фестиваль национальных театров «Федерация» в Грозном. Эти фестивали имеют огромное значение для творческого развития национальных театров.

Каким я вижу театр в будущем? Уверен: то, что придумали и сформулировали наши великие реформаторы К. С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко о русской психологической школе театра, будет жить вечно. Форму всегда будут искать новую, но содержание останется незыблемым. Оно и дает импульсы живого театра! Я за живой театр!

Август 2020 г. 



Источник :

Исрафилов Рифкат Вакилович // Оренбургская биографическая энциклопедия / сост. Л. Большаков. - Оренбург, 2000. - С. 127.

Библиография :

1. Бакулина, С. Рифкат Исрафилов: "Меня художником сделала русская интеллигенция" / С. Бакулина; Фото В. Худякова // Оренбуржье. - 2001. - 17 окт.
2. Исрафилов, Р. Все познается в сравнении / Подгот. Т. Текутьева, Р. Исрафилов // Оренбургская неделя. - 2002. - 25 сент. - С. 6 : ил., фото.
3. Исрафилов, Р. Есть только две нации: хороший человек или плохой / Р. Исрафилов ; [беседовала] В. Соколова // Южный Урал. - 2011. - 18 мая. - С. 29.
4. Исрафилов, Р. За спектаклем спектакль / Р. Исрафилов // Оренбургская неделя. - 2001. - 15 августа. - С. 7 : ил., портр.
5. Текутьева, Т. Исрафилов оренбургского периода / Т. Текутьева // Оренбургское время. - 2001. - 24 октября. - С. 19 : ил.
6. Текутьева, Т. Любите ли вы театр? / Т. В. Текутьева // Гостиный двор. - 2003. - № 12+1. - С. 70-76. : фот.
7. Шарапова, Е. "Он созидатель по сути своей" / Е. Шарапова; Фото В. Худяков // Оренбургский край. - 2001. - N 3. - С. 40 - 41 : фото.

***

8. Исрафилов, Р. В. "Полет в клетке" : заметки режиссера : учеб. пособие / Р. В. Исрафилов ; науч. ред. В. А. Логинова ; Оренб. гос. ин-т искусств им. Л. и М. Ростроповичей. - Оренбург : ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей : ОГУ, 2011. - 148 с. : ил., фот.

  Просмотров: 1160