Партнеры


  Расширенный поиск

128 лет назад 6 декабря 1896 года
родился Николай Дмитриевич Прохоров (1896-1942)

Родился в деревне Шалабино Костром­ской губернии в большой семье. В 1908 г. семья перебралась в Оренбург. Николай поступил в городское училище, а в 1912 г. - в Пензенское училище им. Н. Д. Селиверстова.

В 1917 г. его призывают в армию и направляют в школу прапорщиков, затем - дутовская, армия. Из нее через три месяца Про­хоров бежит в один из башкирских полков. С 1919 г. он - боец Красной армии. Воевал в Закавказье. Там он находит время для быстрых набросков за­интересовавших его участков природы, аулов, развалин и крепостных стен...  Рисунки «Закавказье. Анненфельд» (1920), «Пейзаж с сидящи­ми фигурами» (1920) - драгоценная часть жизни Прохорова. Кстати, ни одного наброска, связанного с военными действиями, среди них нет.

В августе 1921 г. Прохоров приезжает в Оренбург, устраивается работать художником-декоратором в мастерскую Главполитпросвета Киргизской Республики. В этом же году Прохоров при­водит в шумный, но дружный дом своего отца молодую жену Зинаиду Мамонтовну, как она напишет по­том: «...Я была в семье одиннадца­той».

Мечтая стать художником, Про­хоров всё острее ощущал недостаточ­ность своего художественного обра­зования, в августе 1922 г. супруги уезжают в Петроград. С нехитрым скарбом, почти без денег они пыта­ются устроиться, снимают комнату; кровать, стол, два стула - «дали добрые люди». Прохоров по рекомендации бюро Рабиса Киргизской автономной ре­спублики (частью которой был в то время Оренбургский край) посту­пает в Академию художеств (Высший художественно-технический институт). Учителя Прохорова - П.А. Шиллинговский (1881-1942), Е.К. Кругликова (1865- 1941), В.М. Конашевич (1888-1963), Д.И. Митрохин (1888-1973) - замечательные художники, классики русского и советского искусства гра­фики.

После окончания ин­ститута  (1927 г.) Прохоров успешно работает по заказам Ленинградского книжного издательства, участвует на выставках, как в стране, так и за рубежом, становится признанным мастером ксилографии - гравюры на дереве, обрезает собственный графический почерк. Замечательны его иллю­страции к книге Ф. Зубарева «Быструшанские колхозники» (1931).

Бурное развитие промышленного производства в 30-е годы вызвало потребность в появлении рекламной графики. И тут Прохоров находит применение своим талантам, лако­низм и вместе с тем декоративная выразительность его манеры делают запоминающимся даже крошечные этикетки «Синька для белья», «Та­бак. Смычка» и т.д.

Особенно выразительны были исполненные в начале 30-х годов рисунки тушью. Образ страны, соз­дающей, строящей, возникает в ра­боте «Завод» (1931).

Прохоров принимает активное участие в экспозициях художествен­ных выставок в Ленинграде, Москве, за рубежом. Его работы закупаются в самые известные в стране музеи - Государственный музей изобрази­тельных искусств им А.С. Пушкина, Государственный Русский музей. В 1932 г. Прохоров становится членом Ленинградского отделения Союза художников.

В 1935 г. он срочно покидает Ленинград. Последний пе­риод его жизни и творчества свя­зан Оренбургом, в то время маленьким провинциальным городом. Невероятное количество ри­сунков было сделано им во второй половине 30-х годов, запечатлевших Оренбург довоенный.

В 1937 г. отмечалась годовщина  гибели Пушкина, художник работал над Пушкин­ской темой: гравюра «Пуш­кин на оренбургском базаре» (1936 г.), «Пушкин и Даль в Оренбурге» (1936).

Во второй половине 30-х годов Прохорова особенно привлекает техника акварели, которой он пользует­ся виртуозно. В 1938 г. он пишет акварель «На оренбургском базаре» - итог его многодневных наблюде­ний.

Тревожная атмос­фера близящейся войны, ощущение близящейся неот­вратимой катастрофы передает картина «На стрельбах» (1938 г.).

Последний по времени рисунок Прохорова помечен 27 июня 1941 г. На обо­роте надпись «Гитлер хочет сделать весь мир по своему гнусному образ­цу и подобию людоеда». Изображе­но некое чудовище в каске с рогами и фашистской свастикой, вооружён­ное огромным ножом за поясом, то­пором в руке, в руке отрубленные головы, у ног - черепа, кости...

С 1941 г. Прохоров на фрон­те. Из-под Сталинграда пишет письма жене Зинаиде Мамонтовне. 16 июля 1942 г. художник пишет: «Изредка делаю зарисовки. Для будущих работ собираю мате­риал. После войны поработаю». Это письмо было последним. Согласно свидетельству его фронтового то­варища Прохоров был ранен на станции Лог, в 80 километрах от Сталингра­да.  Скончался Николай Дмитриевич 29 июля 1942 г. в эвакогоспитале.



Источник :

1. Медведева, Л. [Н. Д. Прохоров] // Медведева Л. Художники Оренбургской области / Л. Медведева. - 2- е изд., перераб. и доп. - Челябинск, 1985. - С. 15-17.

2. Художники Оренбургской области : библиогр. указ. / ОУНБ им. Н. К.Крупской, Библиогр. отд. ; сост. Е. В. Гинтер. - Оренбург, 1982. - 46 с.

Библиография :

1.       Выставка «Художники Оренбурга»: (из фонда музея) : 20-50 годы / Оренб. музей изобр. искусств. - Оренбург, 1993. - 12 л.

2.       Медведева, Л. С. Я - художник. Николай Прохоров / Л. С. Медведева. - Оренбург : Оренб. книга, 2010. - 144 с.

3.       Кузахметов, Р. К. «Фронт искусства» : художники Оренбуржья в годы Великой Отечественной войны // «Идет война народная, священная война» (к 70-летию начала Великой Отечественной войны) : материалы межрегион. науч.-практ. конф. / Науч.-исслед. ин-т истории и этнографии Южного Урала. - Оренбург, 2011. - С. 39-46.

4.       Медведева, Л. С. Обжигающее дыхание времени... : об оренбургском художнике Николае Прохорове // Гостиный двор. - 2012. - № 39. - С. 359-368.

5.       Медведева, Л.         И сейчас живой... // Оренбургский край. - 2010. - №4. - С. 54-56.

6. Орлова, Т.  В. Художник рисует город // Гостиный двор. - 2005. - № 17. - С. 98-104.

  Просмотров: 1171