Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Министерство культуры и внешних связей Оренбургской области
Оренбургская областная универсальная
научная библиотека им. Н.К.Крупской


г. Оренбург, ул. Советская, 20, тел. (3532) 77-06-76, orenlib@bk.ru
RU / EN
Версия для слабовидящих
Контактная информация
Режим работы
      Электронный каталог       Электронная библиотека       Продление книг       Виртуальная справка       Электронная доставка документов
« Ноябрь 2017 »
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Главная / Новости и события / Выставки / Книжно-иллюстративная выставка «О добром и прекрасном» (к 110-летию со дня рождения Д.С. Лихачева)

Книжно-иллюстративная выставка «О добром и прекрасном» (к 110-летию со дня рождения Д.С. Лихачева)

28 ноября 2016 года исполнилось 110 лет со дня рождения филолога, искусствоведа, культуролога, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. «Письма о добром и прекрасном» - так называется одна из его книг. Созвучно ей названа книжно-иллюстративная выставка «О добром и прекрасном» - выставка книг о Добром и Прекрасном Человеке, выдающемся гражданине, просветителе, ученом.

Издания, представленные на выставке, отражают научную и общественную деятельность Д. С. Лихачёва, воссоздают атмосферу прожитых академиком лет и историю человеческих судеб, так или иначе соприкасавшихся с ним. Познакомиться можно не только с книгами самого Д.С. Лихачёва, но и с изданиями, подготовленными к публикации под его руководством и при его участии. 

На выставке представлены богато иллюстрированные издания, в том числе автобиографические, посвященные жизни Д.С. Лихачева. В них можно найти фотопортреты его близких родственников и предков, снимки значимых в судьбе академика мест, факсимиле ряда личных документов и автографов. 

Книга Д.С. Лихачева «Избранное: Воспоминания», написанная в жанре воспоминаний, перерастает традиционные рамки мемуарного жанра: автор не ставит своей целью воскресить лишь события собственной жизни. Воссоздавая атмосферу прожитых лет и историю множества человеческих судеб, с которыми ему удалось соприкоснуться, Д.С. Лихачёв побуждает читателя вглядеться в лицо эпохи, задуматься над её закономерностями, извлечь уроки из прошлого. Главы книги - это вехи русской истории и истории русской культуры XX века.

В серии «Жизнь замечательных людей» вышла биография Д.С. Лихачева, написанная петербургским прозаиком Валерием Поповым. Духовный авторитет академика Д. С. Лихачева так велик, что его справедливо называют «совестью нации». Его книги, статьи, беседы - великое наследие, изучение которого помогает хранить традиции русской культуры, служению которой он посвятил свою жизнь. Автор предлагает читателю свое мнение о том, почему в академике Лихачеве соединилось все лучшее, что ценится нами. В книге рассказывается, как Дмитрий Сергеевич выжил в годы лишений, каким он был со своими ближними, как добивался того, что казалось невозможным - спасения памятников отечественной материальной и духовной культуры.

С рождением человека рождается и его время. В детстве оно молодое и течет по-молодому. В старости время точно останавливается, оно вялое. Воспоминания открывают окно в прошлое. А стоит ли писать воспоминания? Дмитрий Сергеевич считал, что стоит, - чтобы не забылись события, атмосфера прежних лет, а главное, чтобы остался след от людей, которых может быть, никто больше никогда не вспомнит...

К 100-летию Д.С. Лихачева в нашей стране было выпущено множество книг и публикаций. Ряд периодических изданий посвятили ему свои номера полностью. Вниманию посетителей на выставке представлены ноябрьские номера журналов «Звезда» и «Наше наследие» за 2006 год.

Во вступительном слове редакции журнала «Звезда» отмечено: «Долгая жизнь, драматическая судьба и многогранное творчество Дмитрия Сергеевича Лихачева - обширный мир, который, разумеется, не уместить в пространство журнального номера». В связи с этим номер построен по принципу временного контраста, двух полюсов эпохи Лихачева - беседы и выступления Дмитрия Сергеевича последнего десятилетия его жизни и разного рода свидетельства того периода, когда формировались его личность и его мировидение: нравственные размышления, переписка, воспоминания о своем детстве и молодости, мысли об особенностях русского православия.

Остальные разделы номера органично связаны с судьбой его главного героя: взгляд современников, философские поиски путей сохранения классической русской культуры, участие в религиозно-философском кружке «Воскресенье», созданного философом А.А. Мейером.

В преддверии празднования 100-летия со дня рождения Д.С.Лихачева, в Москве, на здании редакции журнала «Наше наследие» открыли мемориальную доску, ему посвященную, провели в выставочном зале редакции фотовыставку из редких фотографий «Век Лихачева». А также выпустили специальный номер журнала, где впервые опубликовали многие тексты о Д.С.Лихачеве, его письма главному редактору журнала «Наше наследие» В.П. Енишерлову, написанные им воспоминания о дочери В. Лихачевой и воспоминания внучки Зинаиды Курбатовой о Дмитрии Сергеевиче.

Творчеству Д.С. Лихачева всегда была свойственна целостность, оно никогда не выглядело как некая сумма разнохарактерных новаций. Представление об исторической изменяемости всех явлений литературы, пронизывающее труды ученого, напрямую соединяет их с идеями исторической поэтики. Он легко перемещался по всему пространству семивековой истории древнерусской культуры, свободно оперируя материалом литературы в многообразии ее жанров и стилей.

Три капитальных труда Д.С. Лихачева: «Человек в литературе Древней Руси» (1958; 2-изд. 1970), «Текстология. На материале русской литературы X-XVII вв.» (1962; 2-е изд. 1983), «Поэтика древнерусской литературы» (1967; 2-е изд. 1971; и др. изд.), - вышедшие в пределах одного десятилетия, тесно между собой связаны, являя собой своего рода триптих.

Особый интерес представляет книга «Человек в литературе Древней Руси»,  переведенная на многие иностранные языки. Книга посвящена человеку в литературе Древней Руси. Сделана попытка рассмотреть художественное видение человека в древнерусской литературе и художественные методы его изображения. Читатель не найдет в ней упоминаний «формы» и «содержания» как таковых, но  вся она в конечном счете стремится к рассмотрению художественной формы в ее живом единстве с содержанием. Читатель найдет в книге снимки с произведений живописи. Цель их - показать соответствия, существовавшие в изображении человека в литературе и в живописи.

Книгу «Текстология (на материале русской литературы X-XVII веков)», сам Лихачев оценивал как свой главный научный труд, к идеям которого он возвращался на протяжении всей своей научной деятельности, но впервые он сформулировал их еще в своей докторской диссертации, посвященной истории русского летописания, подготовленной им в 1947 году.

В 1983 г. во второе издание книги Д.С. Лихачев внес ряд существенных изменений и дополнений, что диктовалось появлением новых исследований, пересмотром некоторых точек зрения по вопросам, затронутым в первом издании книги. Издание 2001 г. дополнено, по воле автора, и новыми разделами, Эта тема останется всегда нужной. У нас никто не пишет диссертации о «Слове». Почему? Ведь там всё не изучено!». специально написанными сотрудниками Отдела древнерусской литературы ИРЛИ РАН доктором филологических наук. А.А. Алексеевым («Текстология переводных произведений. Священное Писание») и доктором филологических наук А.Г. Бобровым («Принципы издания древнерусских летописей»). Назначение этой книги - обобщить опыт текстологии, накопившийся у специалистов по древнерусской литературе.

Д.С. Лихачев внёс неоценимый вклад в развитие изучения древнерусской литературы. Его перу принадлежат одни из лучших исследований по таким литературным памятникам, как: «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет» и др.

Именно Д.С. Лихачев дал мощный толчок изучению «Слова о полку Игореве». В 1950 году он писал: «Мне кажется, надо работать над «Словом о полку Игореве». Ведь о нем есть только популярные статьи и нет монографии. Я сам собираюсь работать над ним, но «Слово» заслуживает не одной монографии.

Тогда же он наметил темы и проблемы, которые были реализованы им в ближайшие десятилетия. Ему принадлежит серия принципиально важных монографических исследований, многочисленных статей и научно-популярных изданий, посвященных «Слову о полку Игореве», в которых ученый раскрыл ранее неизвестные особенности великого памятника, наиболее полно и глубоко рассмотрел вопрос о связи «Слова» с культурой его времени.

Впервые эта проблема нашла отражение в статье Дмитрия Сергеевича «Слово о полку Игореве» и особенности русской средневековой литературы» (1962), затем, в связи с размышлениями о жанре памятника, в статье «Слово о полку Игореве» и процесс жанрообразования XI-ХIII вв.» (1972) и наконец, в обобщающей работе «Слово о полку Игореве» и эстетические представления его времени» (1976). Большинство этих работ с дополнениями и изменениями, внесенными автором, вошли в его книгу «Слово о полку Игореве» и культура его времени» (1978).

Основная цель этой книги - показать глубокие корни всей художественной и идейной системы «Слова о полку Игореве». Особую роль играют в данном случае внелитературные связи - связи с устной речью, феодальной символикой, историческими представлениями, наконец, просто с исторической действительностью и историческим прошлым Руси. Этому всему и посвящена первая и основная часть книги. Вторая часть книги полемическая. Ее цель - представить читателю серьезную и аргументированную полемику со скептиками или с неправильными истолкованиями содержания «Слова...».

Острое и тонкое чувство слова и стиля сделали Дмитрия Сергеевича одним из лучших переводчиков «Слова...». Он осуществил несколько научных переводов произведения (объяснительный, прозаический, ритмический), обладающих поэтическими достоинствами, как если бы их выполнил поэт.

В книге ««Слово о полку Игореве». Историко-литературный очерк» охарактеризованы историческая основа древнерусского памятника, его содержание и композиция, жанр, проблема автора, рассмотрены идеи, образы, связь «Слова...» с народной поэзией и с литературным процессом нового времени. В конце пособия - аннотированная библиография.

Большой вклад внес Д.С. Лихачев в создание «Энциклопедии «Слово о полку Игореве» в пяти томах. Это - фундаментальное справочное издание, подводящее итог двухвекового изучения и художественного освоения «Слова о полку Игореве». В ней содержатся статьи об истории открытия, публикации и изучения «Слова...», реальный комментарий к памятнику, толкования его «темных ест», а также биобиблиографические статьи об исследователях, переводчиках и иллюстраторах «Слова...».

Углубленное изучение раннего этапа киевского летописания XI в., которое в начале XII в. привело к созданию классического памятника - «Повести временных лет», лежит в основе двухтомного труда Д.С.Лихачева, изданного в серии «Литературные памятники» (1950). Заново критически проверенный текст «Повести временных лет» был в этом труде бережно и точно переведен Д.С.Лихачевым (совместно с Б.А. Романовым) на современный литературный язык, с сохранением своеобразного строя речи. К 90-летию академика редколлегия серии «Литературные памятники» выпустили второе издание «Повести временных лет» (1999).

Цикл работ Д.С.Лихачева, посвященных русскому летописанию, представляет ценность прежде всего тем, что они дали верное направление исследованиям художественных элементов летописания на разных этапах его развития; они окончательно утвердили за летописями почетное место среди литературных памятников исторического жанра. Кроме того, тщательное изучение особенностей летописного повествования позволило Дмитрию Сергеевичу разработать вопрос о пограничных с литературой формах творчества - о воинских и вечевых речах, о деловых формах письменности, о символике этикета, который возникает в быту, но существенно влияет на саму литературу

Умение связать воедино различные сферы культуры и объяснить их, исходя из общих эстетических концепций времени, привело Дмитрия Сергеевича к новой теме - поэтике садово-паркового искусства. В 1982 г. выходит его оригинальная по замыслу книга «Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей», основанная на материалах по истории садов и парков в России и Западной Европе от средневековья и до начала нашего века.

Книга посвящена проблеме соотношения творчества поэта с садовым искусством, исследуется вопрос, каким общим стилям, стилистическим формациям они подчиняются, какие общие идеи выражают, а кроме того, какую роль играет садово-парковое искусство в творчестве поэта.

Академик Лихачев одним из первых обратился и к изучению древнерусской «смеховой культуры». В книге «Смех в Древней Руси» определяется специфика смеховой культуры Древней Руси. Рассматриваются сущность такого сложного явления культуры, как юродство, демократизм смеха, его роль в общественной жизни допетровской эпохи, индивидуальные особенности смеха Ивана Грозного, протопопа Аввакума, разоблачение смехом мнимо благополучного действительного мира.

Не менее существенна роль Лихачева-популяризатора древнерусской словесности. Под его редакцией издана серия «Памятники литературы Древней Руси» (1978-1994гг.). В 12-ти томах этой серии опубликовано около 300 произведений.

С 1997 г. по настоящее время в свет выходят выпуски двадцатитомной серии «Библиотека литературы Древней Руси». Публикация древнерусских текстов сопровождается профессионально выполненным переводом на современный русский язык и комментариями.

Научное и литературное наследие, оставленное нам Дмитрием Сергеевичем, - это примерно сотня книг и тысяча статей, написанных им в ходе долгой и плодотворной деятельности. Его книги читают миллионы любознательных граждан России, многие его работы переведены на иностранные языки и издаются за рубежом. И практически каждая его книга, каждая статья - это ненавязчивый урок мудрого наставника - Учителя с большой буквы, как его называли еще при жизни.

Выставка подготовлена специалистами информационно-библиографического отдела Оренбургской ОУНБ им. Н. К. Крупской. Ознакомиться с литературой, представленной на выставке, можно в часы работы библиотеки.

6 Декабря 2016  14:04    Просмотров: 245