Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Министерство культуры Оренбургской области
Оренбургская областная универсальная
научная библиотека им. Н.К. Крупской

г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru
Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76
RU / EN
Версия для слабовидящих
Контактная информация
Режим работы

       
      Электронный каталог       Электронная библиотека       Продление книг       Виртуальная справка       Электронная доставка документов
«
»
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Значение слова: «Заво́зно»

Главная / Новости и события / Выставки / Книжно-иллюстративная выставка «России первая любовь», посвященная творчеству А.С. Пушкина.

Книжно-иллюстративная выставка «России первая любовь», посвященная творчеству А.С. Пушкина.

3 июня 2011 года в областной библиотеке им. Н.К. Крупской открылась книжно-иллюстративная выставка «России первая любовь», посвященная творчеству А.С. Пушкина. Первый раздел выставки включает прижизненные и посмертные издания произведений А.С. Пушкина, хранящихся в отделе редких книг областной библиотеки.



В настоящее время прижизненные издания произведений А.С. Пушкина являются библиографической редкостью. Они ценны и интересны также и тем, что именно их видел сам поэт, именно их читали его современники. Несколько таких раритетов хранит в своих фондах библиотека. Среди них «Собрание образцовых русских сочинений, изданных Обществом любителей отечественной словесности» (1822 год) и дополнения к ним «Собрания новых русских стихотворений» (1824 год) (СПб). «Собрания» – это художественная хрестоматия, характеризующая произведения того времени. Над составлением сборников работали известные русские писатели – В. Жуковский, М. Костомаров и др. В данных книгах представлены такие пушкинские произведения, как «Элегия», «Муза», отрывки из «Руслана и Людмилы», «Воспоминания в Царском Селе» и др.

Издавало эти «Собрания» литературно-научное Общество любителей отечественной словесности (1811 - 1930), которое было создано при Московском Университете.Общество ставило целью «Способствовать успехам отечественной словесности, как главному средству к распространению просвещения». На заседаниях Общества читали свои первые опыты Ф. И. Тютчев, А. И. Полежаев. Один из учредителей Общества В. Л. Пушкин читал на заседаниях стихи своего племянника Александра.



Особая гордость библиотеки альманах Антона Дельвига «Северные цветы на 1827 год».



«Северные цветы» - один из лучших русских альманахов, объединивших литераторов пушкинского круга, издававшийся с 1825-го по 1831 г. одним из ближайших друзей Пушкина бароном А. А. Дельвигом (1798 - 1831). Было издано 7 миниатюрных книжек в восьмую долю листа с гравированными картинками и виньетками ценою 10 рублей каждая. Восьмая, последняя, книжка выпущена в память о Дельвиге Пушкиным и Сомовым. В период издания «Северных цветов» Дельвиг выпускал также альманах «Подснежник» (1829) и «Литературную газету» (1830).

Именно в «Северных цветах» напечатаны лучшие произведения А.С. Пушкина того периода — отрывки из «Евгения Онегина», «Бориса Годунова» и «Моцарта и Сальери», «Граф Нулин», «Подражание Корану», «Воспоминание», «Бесы», «Анчар», «19 октября» и др.

Из литературных источников известно, что издатель А. Дельвиг отправил свой альманах в Оренбург, надписав на нем стихотворное послание А.Н. Карелиной. Александра Николаевна Карелина – жена известного ученого-путешественника Григория Силыча Карелина – состояла в переписке с баронессой Софьей Михайловной Дельвиг.

Послание А. Дельвига А. Н. Карелиной при посылке «Северных цветов».
От вас бы нам, с краев Востока,
Ждать должно песен и цветов:
В соседстве вашем дух пророка
Волшебной свежестью стихов
Живит поклонников Корана;
Близ вас поют певцы Ирана,
Гафиз и Сади — соловьи!
Но вы, упорствуя, молчите,
Так в наказание примите
Цветы замерзшие мои.

Начало 1827

Альманах 1827 года знаменателен для нас еще и тем, что в нем напечатаны отрывки писем из Италии 1824 года оренбургского губернатора В.А. Перовского. Письма были адресованы В. Жуковскому и им же опубликованы. «Северные цветы» - небольшая книжечка в скромном переплете. Обложка ненастоящая, позже была обновлена в переплетном заведении Тараканова в Оренбурге.



Первое собрание сочинений А.С. Пушкина, к сожалению, было посмертным. Областная библиотека хранит в своих фондах только шестой том этого сочинения.



Пушкин, А. Сочинения : т. 6 / А. Пушкин ; цензор А. Никитенко ; [под ред. В. А. Жуковского]. - СПб. : В типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг, MDCCCXXXVIII. - 377 с., [1] л. ил.

Первоначально оно задумывалось как собрание в семи томах, и завершающий том отводился под "стихотворения, найденные посмертно".

В 1838 году вышли 7 томов первого посмертного собрания сочинений А. С. Пушкина. В первом томе появился новый, гравированный Н. И. Уткиным, портрет Пушкина по грудь, исполненный нарочно для посмертного издания сочинений поэта. Гравёр был у Пушкина накануне смерти, и поэт пожелал, чтобы он награвировал его портрет на стали. Художник согласился на это, хотя и неохотно. Через день Пушкина не стало. Уткин, однако, исполнил желание поэта, награвировал вновь его портрет в небольшом формате и доставил доску семейству Пушкина.
По ходу дела издание разрослось до одиннадцати томов, и "посмертный" Пушкин потребовал уже трёх томов (IX - XI), которые вышли в свет только летом 1841 года.

В. А. Жуковский, помня резолюцию Николая I о строгом рассмотрении ещё ненапечатанных произведений, а также для того, чтобы цензура пропустила найденные произведения Пушкина, внёс в некоторые из них изменения. Так, в девятом томе появилась "Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде". Знаменитое стихотворение "Памятник" также подверглось изменениям. Строку "Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа" Жуковский меняет и пишет "Наполеонова столпа". "Что в мой жестокий век восславил я свободу" было заменено на "Что прелестью живой стихов я был полезен". Необходимо, однако, отметить, что в первоначальном пушкинском варианте эти произведения вряд ли могли быть тогда напечатаны. Внося подобные изменения, Василий Андреевич постарался, по мере возможности, издать всё, что написал великий поэт. Современники считали, что тома изданы некрасиво, небрежно напечатаны. Есть даже ошибки и непростительные опечатки. Н. Полевой писал: "… почтенные издатели не вполне оправдали ожидание соотечественников." Но, надо отдать должное, что впервые произведения Пушкина сделались обозримыми. Это собрание, при всех его недостатках сыграло большую роль в деле распространения сочинений поэта среди читателей. Именно оно послужило поводом для одиннадцати статей В. Г. Белинского. Лишь в 1855 году вышло другое собрание сочинений Пушкина, изданное П. В. Анненковым, причём дополнительный седьмой том вышел в 1857 году. Именно это собрание сочинений является первым научным изданием сочинений А. С. Пушкина.

Особое место на выставке занимает юбилейное издание «Бахчисарайского фонтана», вышедшее к 100-летию со дня смерти поэта. Роскошное издание иллюстрировал армянский художник В. Суреньянц. Он составлял иллюстрации и работал над поэмой на протяжении 3-х лет. Изображение всех местностей, где происходят действия произведения воспроизведены на месте. Русские критики остались довольны работой художника.


Пушкин, А. С. Пиковая дама / А. С. Пушкин ; ил. А. Н. Бенуа. – СПб, 1911. - 68 с., [15] л. ил. : ил.



Впервые "Пиковая дама" была напечатана в "Библиотеке для чтения" (т. II, №3) с подписанным А. Никитенко цензурным дозволением 31 января 1834 г. Хотя она появилась без полной подписи Пушкина, с одним инициалом P (Pouchkine), имя автора не осталось тайной для публики. А. С. Пушкин записал в своём дневнике 7 апреля 1834 г.: "Моя "Пиковая дама" в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза". П. В. Анненков писал, что она "перечитывалась от пышных чертогов до скромных жилищ с одинаковым наслаждением". При жизни Пушкина повесть была напечатана ещё один раз. Автор включил её в вышедшие летом того же 1834 г. "Повести, изданные Александром Пушкиным". В издании использованы иллюстрации известного художника, члена объединения "Мир искусства" Александра Николаевича Бенуа.

Следующий раздел выставки посвящен произведениям А.С. Пушкина, которые вышли в издательстве «Academia».



Издательство «Academia» было организовано в конце 1921 года как издательство Философского общества при Петроградском университете.

Первый редакционный совет «Academia» состоял из крупных ученых различных специальностей, главным образом историков, литературоведов, философов. В него входили: Н.В. Болдырев, С.А. Жебелев, Л.П. Карсавин, Э.Л. Радлов, А.А. Франковский. Возглавлял издательство с момента его образования и до 1929 года Александр Александрович Кроленко (1889-1970). Это был издательский деятель нового, послереволюционного типа. Будучи юристом по образованию, Кроленко с детства любил и знал книги (этому способствовала и богатая домашняя библиотека). Под руководством А.А. Кроленко в течение нескольких лет издательство выработало свое направление, которое режиссер и художник Н.П. Акимов характеризовал как «систему Станиславского в книжном деле».

С самого начала был принят серийный принцип изданий, но если в 1922 году серии носили научно-просветительский характер (например, «современная культура», серия книг о новых течениях в науке, искусстве, технике и общественной жизни, «Отдел точных наук», «История, литература, философия»), то уже в 1927-1928 гг. оформились серии совсем другого типа, легшие в основу всей дальнейшей работы издательства: «Сокровища мировой литературы», «Театральные мемуары», «Памятники литературного быта».

В 1923 г. издательство было передано Институту истории искусств, что заметно повлияло на его книжный репертуар.

В 1929 году издательство было переведено в Москву. Московский период оказался наиболее плодотворным.

В тридцатые годы «Academia» не прекращала и издания книг по литературоведению. Однако, как и в области искусствоведения, характер этих изданий изменился. Они теперь были посвящены в основном классике. Начала публиковаться серия «Летописи жизни и творчества» Толстого, Тургенева, Достоевского, Тютчева и др., и в частности произведения А.С. Пушкина.



Наряду с высоким полиграфическим искусством книги издательства отличает и тот факт, что тексты брались из прижизненных изданий, с приложениями.

Пушкин, А. С. Бахчисарайский фонтан / подг. текста С. М. Бонди ; худож. А. П. Могилевский. - М. - Л. : ACADEMIA, 1937. - 32 с., [12] л. ил. - 10 3000 экз. «Бахчисарайский фонтан» был опубликован издательством "ACADEMIA", опиравшимся на Полное собрание сочинений А. С. Пушкина в шести томах. В книге воспроизведены два приложения, которые были напечатаны в последних прижизненных изданиях "Бахчисарайского фонтана" (1830; 1835 гг.). Это отрывок из книги И. М. Муравьёва-Апостола "Путешествие по Тавриде в 1820 годе" (СПб., 1823) и статья А. С. Пушкина, написанная специально в форме письма к Дельвигу. Художник А. П. Могилевский (1885-1980) написал двенадцать акварельных иллюстраций для "Бахчисарайского фонтана": четыре текстуальные и восемь современных видов Бахчисарая. Лучшие из них - пейзажи. Акварели интересны по своим краскам и свободной манере написания.



Пушкин, А. С. Сказка о золотом петушке / подг. текста М. К. Азадовского ; худож. И. П. Вакуров. - М. - Л. : Academia, 1937. - 19 с. : ил. ; цв. фронтиспис ; 6 цветных ил., наклеенных на страницы текста (Палех).




Издательство "Academia" самым тщательным образом подготовилось к выходу "Сказки о золотом петушке" в свет. Было решено печатать текст по изданию "Стихотворения Александра Пушкина: Ч. IV. - СПб., 1835. - С.59-92", но с восстановлением первоначального текста стихов по беловому автографу, на котором значится дата написания "Болдино, 20 сентября 1834 г., 10 ч. 53 м." Цветные иллюстрации были заказаны народному художнику РСФСР, потомственному иконописцу, мастеру-старинщику, одному из основоположников искусства палехской лаковой миниатюры Ивану Петровичу Вакурову (1885-1968). Он работал в монументальной живописи, расписывал фарфор, занимался театрально-декорационным искусством, оформлением книг ("Песнь о Буревеснике" А. М. Горького (1936)) и др. Художественная манера И. П. Вакурова имеет ярко выраженные индивидуальные черты, часть его работ хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина на Мойке, 12.

Пушкин, А. С. Сказка о попе и о работнике его Балде / Подг. текста М. К. Азадовского ; худож. Д. Буторин. - М. - Л. : Academia, 1937. - 18 с. : ил. ; цв. фронтиспис. ; 6 цв. ил. : 1 страничная ил., 5 ил. в тексте, наклеенные на страницы (Палех) ; переплет и тит. лист Е. Когана.




"Сказка о попе и работнике его Балде" была написана в Царском Селе в 1831 г. Впервые она была издана под заглавием "Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде" в первом посмертном издании произведений А. С. Пушкина под редакцией В. А. Жуковского.

Под подлинным заглавием произведение увидело свет только в 1882 г. в собрании сочинений А. С. Пушкина под редакцией П. А. Ефремова. Текст был напечатан по автографу А. С. Пушкина, хранящемуся во Всесоюзной библиотеке им. В. И. Ленина (ныне РГБ). Книгу проиллюстрировал потомственный иконописец, заслуженный деятель искусств РСФСР, один из ведущих мастеров старшего поколения художников Палеха Дмитрий Николаевич Буторин (1891-1960), творчество которого охватывает большой круг сказочных, исторических и современных тем. Будучи прекрасным рисовальщиком, он много внимания уделял орнаментальному завершению миниатюры, занимался росписью фарфора, книжной иллюстрацией.

Немало великих имен связано с нашим краем, его историей, культурой, прошлым и настоящим. Оренбургская земля для одних была изнуряющее знойной, дикой и полупустынной, для других – прекрасной и благословенной. Местом ссылки был Оренбург для Т. Шевченко, А. Алябьева, А. Плещеева. Источником вдохновения стал Оренбургский край для С. Аксакова, В. Даля, Л. Толстого и, конечно же, для А.С. Пушкина.



Один из разделов выставки посвящен произведениям А.С. Пушкина, написанных на оренбургском материале, которые по праву занимают особое место в творчестве поэта. Это – «Капитанская дочка» и «История Пугачевского бунта». С большим успехом на сцене драматического театра идет спектакль «Капитанская дочка», имеются несколько экранизаций. Была идея у П.И. Чайковского написать оперу, но она не была реализована.

«Капитанская дочка» впервые была напечатана в «Современнике» (1836, т. IV). Осталась неопубликованной, вероятно по цензурным соображениям, глава о бунте крестьян в деревне Гринева, которую Пушкин в своих бумагах назвал «Пропущенной главой». Она увидела свет только в 1880 г. В этом году исполнятся 175 лет со дня выхода этого произведения в свет.





3 Июня 2011  23:23    Просмотров: 6760
Поделиться: