Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Министерство культуры Оренбургской области
Оренбургская областная универсальная
научная библиотека им. Н.К. Крупской

г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru
Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76
RU / EN
Версия для слабовидящих
Контактная информация
Режим работы

       
      Электронный каталог       Электронная библиотека       Продление книг       Виртуальная справка       Электронная доставка документов
«
»
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Значение слова: «Арбузя́тник»

Главная / Новости и события / Выставки / В отделе литературы по искусству открылась книжно-иллюстративная выставка, посвященная 170-летнему юбилею французского живописца Пьера Огюста Ренуара

В отделе литературы по искусству открылась книжно-иллюстративная выставка, посвященная 170-летнему юбилею французского живописца Пьера Огюста Ренуара

РЕНУАР (Renoir) Пьер Огюст (25.2. 1841, Лимож, - 17.12.1919, Кань-сюр-Мер, близ Ниццы), французский живописец, график и скульптор, один из основателей импрессионизма, родился в Лиможе; когда мальчику было четыре года, его родители переехали в Париж. Происходил он из бедной семьи, и поэтому с юности был вынужден зарабатывать себе на жизнь. Расписывал от руки фарфоровые чашки, пока внедрение механизации не лишило его этого заработка. Тогда он подрядился писать религиозные сцены в мастерской, которая поставляла шторы с церковными сюжетами миссионерам, работавшим в Африке. Здесь Ренуар накопил сумму, достаточную для того, чтобы бросить приработок и целиком отдаться учению, - он поступил в мастерскую Глейра, где познакомился с Моне, Базилем и Сислеем. Так сложилась маленькая группа художников, которая возглавила новые искания в живописи.



На рубеже 1860-70-х гг. Ренуар переходит к живописи на пленэре, естественно и органично включая человеческую фигуру в изменчивую свето-воздушную среду ("Купание на Сене", 1869, Музей изобразительных иск-в им. А. С. Пушкина, Москва). Его палитра светлеет, письмо становится прозрачным, мазок - вибрирующим, колорит насыщается тонкими рефлексами, смягчёнными контрастами тёплых по тону теней и богатых серебристо-жемчужными оттенками освещённых зон ("Ложа", 1874, Ин-т Курто, Лондон).



В отличие от большинства импрессионистов, Ренуара (как и Э. Дега) интересует прежде всего индивидуальность человека - в его единстве с природой, в живом общении с другими людьми, в случайных жизненных ситуациях. Он фиксирует тончайшие нюансы настроения модели (портрет В. Шоке, 1876, частное собрание, США), выявляет эмоциональность артистической натуры (этюд к портрету актрисы Ж. Самари, 1877, Музей изобразительных иск-в им. А. С. Пушкина, Москва) и непосредственность юного характера ("Мадмуазель Гримпель с голубой лентой", 1880, частное собрание, Париж). И в портретах и в жанровых композициях Ренуар стремится подчеркнуть ощущение полноты бытия. Его привлекает праздничная сторона городской жизни - балы, танцы, прогулки с их динамикой и пестротой персонажей ("Мулен де ла Галет", 1876, Музей импрессионизма, Париж), сцены безмятежного отдыха ("После обеда", 1879). Однако эпизоды, кажущиеся выхваченными Ренуаром из потока жизни, фрагментарными, по сути лишены эффекта мимолётного события, как бы замедлены, продлены во времени, всегда композиционно уравновешены. Особым обаянием проникнуты женские образы Ренуара; различные по внутренней характеристике, они сходны между собой внешне (миндалевидный разрез глаз, округлость лиц, плавность силуэтов), словно отмечены общей печатью среды и эпохи ("Зонтики", 1879, Нац. гал., Лондон; "Девушки в чёрном", 1883, Музей изобразительных иск-в им. А.С. Пушкина). Современный тип женской красоты Ренуар утверждает и в изображении обнажённой натуры, достигая редкой изысканности карнации (построенной на сочетании основного золотистого тона и зеленовато-голубых рефлексов), мягкой и гибкой пластичности в трактовке нагого тела ("Нагая женщина, сидящая на кушетке", 1876, Музей изобразительных иск-в им. А. С. Пушкина, Москва). С 1880-х гг. Ренуар всё более тяготеет к классической ясности образов (в 1881-82 он посещает Италию), в его живописи нарастают черты декоративизма, формы ограничиваются контуром, моделировка объёмов становится жёсткой, в колорите преобладают оранжево-розовые тона. Лаконизмом и лёгкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Ренуара. Скульптурные работы Ренуара (гл. обр. нач. 1900-х гг.) стилистически сближаются с произведениями А. Майоля ("Венера", бронза, 1914-16, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). Жизнерадостное, глубоко гуманистическое творчество Ренуара оказало значительное воздействие на развитие реалистического искусства 20 века.



Литература
Книги
1. Вельчинская, И.Л. Ренуар: альбом /И.Л. Вельчинская. – М.: Изобр. искусство, [1970]. – 28 с.: ил.. – (Шедевры Гос. музея изобразительного искусств им. А.С. Пушкина). 2. Воллар, А. Ренуар / А.Воллар; пер. с фр.; послесл. Н.Смирнова. – М.: Республика, 1955 с.: ил., цв. ил.
3. Перрюшо, А. Жизнь Ренуара /А.Перрюшо; пер. с фр. С.А. Тархановой, Ю.Я. Яхниной. – М.: Радуга, 1996. – 313 с.; ил., цв. ил.
4. Огюст Ренуар: [альбом]/авт. текста Л.Г. Байрамова. – М.: Белый город, 2008. – 48 с.: ил. – (Мастера живописи).
5. Ренуар, Ж. Огюст Ренуар /Ж.Ренуар; пер. с фр.; авт. примеч. и послесл. М.Н. Прокофьева. – М.: Искусство, 1970. 309 с.: ил.
6. Ренуар: [альбом] /пер.; текст Дж. Николетти. – М.: Белый и город, 2000. – 63 с.: ил., цв. ил.
7. Огюст Ренуар: [альбом]. – М.: Изобр. искусство, 1972. - 4 с.; 12 л. ил. – (Гос. музей изобраз. искусств им. А.С. Пушкина).
Статьи
1. Невельский, В. Живописец счастья Огюст Ренуар /В.Невельский //Искусство: прил. к газ. «Первое сентября». – 2001. – N18. – С. 1; ил.
2. Расторгуев, Е. Улыбающиеся розы Ренуара /Е.Расторгуев //Юн. худож. – 2003. – N 12. – С. 25-27.
3. Сартан, М. Пьер Огюст Ренуар /М. Сартан //Искусство: прил. к газ. «Первое сентября» . – 2007. – N 19. – С. 8-11: ил

16 Февраля 2011  15:53    Просмотров: 4132
Поделиться: