Партнеры


  Расширенный поиск

71 год назад 26 июля 1953 года
в г. Оренбурге открыта детская железная дорога

19 мая 1953 года по инициативе руководства Оренбургской железной дороги и комсомольцев города Чкалова (так в те годы назывался Оренбург) началось строительство детской железной дороги на правом берегу реки Урал. Решение было воспринято молодёжью города с большим энтузиазмом. Более восьми тысяч человек приняло участие в субботниках. Но, даже с учётом этого, вызывает восхищение скорость, с которой строилась ДЖД. Уже через 68 дней все работы были завершены!

К открытию движения в кружках при Доме техники и Дворце пионеров готовились юные железнодорожники. Ребята изучали профессии машиниста, помощника машиниста, проводника и стрелочника, дежурного по станции и контролера поездов. Занятия проводили инженеры и техники Оренбургского узла.

26 июля того же года, состоялось торжественное открытие дороги. Поезд, состоящий из паровоза Кв4-017 и пяти 4-осных пассажирских вагонов дореволюционной постройки (трёх жёстких и двух мягких - вероятно, Коломенского завода) отправился в свой первый рейс. На линии ДЖД длиной пять километров имелось три станции и две платформы. На всех остановочных пунктах были возведены деревянные станционные постройки и высокие дощатые платформы. Несколько позже дорога была продлена на 800 м, а конечная станция перенесена. В 1957 году за ненадобностью была закрыта платформа Пляж.

Как оказалось в ходе эксплуатации дороги, место для её строительства было выбрано не совсем удачно. С одной стороны, она проходила от окраины города до пригородной зоны отдыха. В ней располагалось 33 пионерских лагеря многих предприятий города. Это обеспечивало дороге постоянный пассажиропоток - в выходные дни поезда ходили переполненными. С другой же стороны, дорога находится в зоне ежегодного паводкового затопления. Для предотвращения размыва склона на перегоне Комсомольская-Пионерская построена бетонная подпорная стенка длиной около пяти метров.

Плохие условия хранения подвижного состава приводят к быстрому выходу его из строя. В 1958 году весь подвижной состав ДЖД был списан. Взамен дорога получила два тепловоза ТУ2-008, ТУ2-083 и восемь вагонов PAFAWAG. Причём, из-за большого пассажиропотока на Оренбургской детской железной дороге порой курсировали поезда из восьми вагонов - редкое явление для детских железных дорог. С 1972 года на дороге организовано обращение двух составов со скрещением по станции Пионерская. В конце 1980-х годов дорога получила ещё один тепловоз - ТУ2-086. Примерно в то же время пришедшие в негодность вагоны PAFAWAG были заменены пятью ПВ51.Тепловоз ТУ2-083 в настоящее время уже списан.

С момента открытия и до 1967 года регулирование движения поездов осуществлялось электрожезловой системой. Впоследствии, на перегоне Комсомольская-Пионерская была смонтирована автоматическая блокировка, а на остальных перегонах - полуавтоматическая. При этом приводы стрелок остались ручными из соображений электробезопасности, поскольку весь маршрут проходит в зоне затопления. Станции оснастили ключевой зависимостью стрелок и сигналов.

После развала СССР, из-за начавшегося экономического кризиса, пионерские лагеря были закрыты, пассажиропоток упал, и дорога начала приходить в упадок. В 1993 году пожаром были уничтожены станционные постройки на Комсомольской, а в 1997 году - на блокпосту Дубки. Примерно тогда же рухнули полностью сгнившие постройки на остальных станциях. Из-за частых наводнений пришли в негодность системы СЦБ. Несмотря на это дорога продолжала функционировать. На станции Комсомольская вместо станционных построек временно установлен остановочный павильон, подаренный городу турецкой фирмой Autosan.

В мае 1999 года мэр Оренбурга Геннадий Донковцев подписал распоряжение «О разрешении Оренбургскому отделению ЮУЖД проектирования четырёх вокзалов и вагонного депо детской железной дороги», после чего началась реконструкция ДЖД - за несколько последующих лет полностью восстановили остановочные пункты, провели капитальный ремонт локомотивов, отреставрировали железнодорожное полотно.

К 2012 году на детской железной дороге завершили глобальную реконструкцию с заменой путей и подвижного состава. Действуют три станции и один остановочный пункт. Станция «Комсомольская» находится в центре города возле пешеходного моста через реку Урал. Далее идут «Кировская», «Пионерская» и «Дубки» - детские оздоровительные лагеря.

В 2023 году, в 70-й сезон работы детской железной дороги станция «Комсомольская» была открыта после реконструкции. Здание было восстановлено по историческим чертежам 1953 года. Обновленная станция оборудована всеми необходимыми инженерными системами - вентиляции, кондиционирования, круглогодичного отопления, водоснабжения, канализации, чего не было раньше. Каркас здания сделан из монолитного железобетона и керамического кирпича. Стены утеплены минераловатными плитами и облицованы декоративными деревянными элементами.

Впервые рабочее место дежурного по станции оснащено пультом-табло, что позволяет следить за движением поезда дистанционно. В здании также разместили билетные кассы, кабинет для инструктажей и комнату диктора. Для обучения юных железнодорожников станцию оборудовали системами сигнализации и связи.

Восстановление станции «Комсомольская» - совместный проект с РЖД. Отрадно сознавать, что городу вернули еще одно здание  в историческом облике. Станция стала настоящим украшением обновленной набережной.



Источник :

Копылов, К. Легендарная «Комсомольская» / К. Копылов // Вечерний Оренбург. - 2023. - 24 мая. - С. 5 : ил.    

Библиография :

1.   Войтин, В. Новые рельсы для детской дороги / В. Войтин // Лица Оренбурга. - 2008. - июль. - С. 8-9.

2.   Глушкова, Ю. Малая Оренбургская открыта! / Ю. Глушкова, Н. Редкина // Чкаловская коммуна. - 1953. - 29 июля.

3.   Есть Малая Оренбургская // Комсомольское племя. - 1953. - 26 июля.

4.   Зембахтин, В.Поезд детства / В. Зембахтин // Оренбургская неделя. - 2015. - 29 июля. - С. 6 : фото.

5.   Крячкова, О. Едем дорогою детства / О. Крячкова, // Оренбургская неделя. - 2011. - 3 августа. - С. 15 : фото.

6.   Летопись важнейших событий // Орденоносное Оренбуржье. - Челябинск, 1968. - С. 353.

7.   На строительстве Малой Оренбургской // Чкаловская коммуна. - 1953. - 12 июля.

8.   Оренбургская детская железная дорога: ОДЖД 25 лет. - Оренбург: Тип. «Южный Урал», 1978. - [6 с.], ил.

9.   Пичурин, А. Лето под стук колёс / А. Пичурин // Оренбуржье. - 2022. - 8 июня. - С. 7

10. Сапожкина, Н. Маршрут до станции «Детство» / Н. Сапожкина // Южный Урал. - 2013. -11 июня. - С.1.

11. Шкатова, Е.Юбилейный сезон / Е. Шкатова // Вечерний Оренбург. - 2018. - 6 июня. - С. 7 : фото.

  Просмотров: 1391