Партнеры


  Расширенный поиск

130 лет назад 12 марта 1887 года

родился Галимджан Гирфанович Ибрагимов (1887-1938), татарский писатель, публицист и общественный деятель.

 В переулке Левашова города Оренбурга сохранилось здание мечети. В. В. Дорофеев в книге «Над Уралом-рекой» пишет: «Первым зданием, построенным в XIX веке на казенный счет, была мечеть… здание это сохранилось до наших дней, утратив минарет  и связанную с ним часть со стороны переулка Каширина».

         Именно здесь, в медресе Вали-муллы, учился классик татарской литературы Галимджан Ибрагимов. Будущий писатель родился 12 марта 1887 года в татарском селе Султанмуратово, расположенном в 80 километрах южнее Уфы, на старинном Оренбургском тракте. Начальное  образование он получил в деревенском медресе. Родители Галимджана, желая дать своим  сыновьям приличное образование, решили устроить их в одно из городских учебных заведений. С этой целью осенью 1899 года отец привозит Галимджана и его брата Шакирзяна в Оренбург.

         Старший брат поступает в медресе «Хусаиния», довольно популярное в свое время, а Галимджану в приеме было отказано, и он вынужден был остаться в медресе Вали муллы, пользовавшимся плохой славой во всей округе. Утвердившиеся здесь схоластические методы обучения и консервативные порядки убивали в шакирдах всякое желание учиться. Это медресе было, как и тысячи других, в которых учились мальчики-мусульмане. Сам Ибрагимов в романе «Наши дни» писал об этом: «Годы, проведенные… в медресе, накладывают на шакирдов как бы каторжное клеймо. Радостные, озорные, румяные мальчики после нескольких лет пребывания в медресе сгибаются, точно под тяжестью груза, их лица, как у тюремных заключенных, годами не видящих солнца, лишенных свежего воздуха, покрываются землистой бледностью, в глазах затаиваются тени смерти. Всеми ими овладевает робость, равнодушие, безнадежность. Они становятся воплощенным в человеческом образе страданием».

         Революция 1905 года всколыхнула  шакирдов. Под влиянием развернувшихся событий они начинают протестовать, требуя радикально улучшить их положение. Зачинщики волнений были изгнаны из медресе. Среди них оказался и Галимджан. В 1906 году он переехал в Уфу.

         Первый рассказ Ибрагимова «Изгнание шакирда Заки из медресе» был опубликован в 1907 году в газете «Аль-Ислах». Рассказ этот во многом автобиографичен: как и самого Ибрагимова, его героя изгоняют из медресе за вольнодумие.

         Уже в ранних произведениях Г. Ибрагимова отчетливо видны напряженные идейно-эстетические искания, отмеченные резким конфликтом между идеалом и действительностью. Таковы рассказы 1911-1912 гг. «Угасший ад», «В море», «Любовь – счастье» и ранний роман «Молодые сердца». Романтические тенденции в творчестве писателя были связаны в те годы с образом  положительного героя, который нередко выступал в субъективно-лирическом плане. Выражая резкое недовольство окружающим, и не видя выхода, он не в силах избежать драматического и даже трагического исхода своей судьбы.

         Современный исторический процесс еще раз показал, что проблемы, затронутые Ибрагимовым в его теоретических трудах и художественном творчестве, столь же злободневны, как и в начале ХХ века. Судьба нации, история религии, татарский народ в годы революций 1905, 1917 гг., процесс созидания нового, судьба женщины и др. – все это волновало писателя и образно воплотилось в его творчестве. Эти проблемы столь остро стоят и перед нашими современниками.

Ибрагимов не создавал эталонов на все времена, но его герои стремились служить народу, стране, боролись и гибли, верные своим идеалам, принципам. Ибрагимов и сам остался верен своим принципам до конца. Его произведения учат любви ко всему живому. Его замечательные рассказы, повести, романы воспевают прекрасное чувство любви – это «Алмачуар» («Чубарый»), «Судьба татарки», «Дочь степи», «Глубокие корни» и др.

         Литературное наследие  Г. Ибрагимова необычайно богато. Его жизнь, как и жизни тысяч жертв сталинских репрессий, трагически оборвалась в 50 лет. За этот период писателем созданы десятки рассказов, 3 повести, 4 романа, одна из первых революционных пьес. Кроме того, Ибрагимовым опубликовано 12 научных книг по истории революционного движения, теории и истории литературы, эстетике и лингвистике, около 350 теоретических, критических и публицистических статей, более 10 учебников по языку и литературе. Общий объем художественного и научного наследия Г.Ибрагимова составляет почти 700 авторских листов.

Альфия Абдулхаликова,

кандидат педагогических наук, доцент



Источник :

Имамутдинов, Р. Писатель, ученый : [к 100-летию со дня рождения] // Блокнот агитатора. – 1987. – № 5. – С. 29–32.

Библиография :

1.     Писатель, революционер, ученый : материалы Науч. конф., посвящ. 90-летию Г. Ибрагимова. - Казань : Татар. кн. изд-во, 1980. - 190 с.

2.     Хабутдинов, А.  Рождение татаризма. Галимджан Ибрагимов (1887-1938) / А. Хабутдинов // Лидеры нации / А. Хабутдинов. - Казань : Татар. кн. изд-во, 2003.

3.     Хасанов, М. Х. Галимджан Ибрагимов / М.Х. Хасанов. - Казань : Татар. кн. изд-во, 1977. - 432 с.