Партнеры


  Расширенный поиск

110 лет назад 1 апреля 1907 года

родился Серафим Николаевич Александров (1907-1982), Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Родился в с. Усолье Сызранского уезда Самарской губернии в интеллигентной семье, сумев­шей привить ему интерес к книгам, к искусству. Самое сильное, самое страстное его желание в детстве, даже не желание, а мечта — мечта о красках. И потом, уже в юношеском возрасте, с каким восторгом он дрожащими пальцами держал впервые купленные краски. На всю жизнь запомнился их вес, особенности упаковки. И на всю жизнь у него осталась страсть, жадность к материалам своего вы­сокого ремесла, притом все это должно было быть самое лучшее, в пол­ной мере отвечающее благоговейному отношению художника к своему делу.

В 1925 г. он поступает учиться в Саратовский промышленно-художественный техникум, уже на втором курсе будущий художник принимает участие в выставке самарских художников, становится чле­ном объединения молодежной секции АХРР (Ассоциация художников революционной России).

После окончания в 1930 г. техникума он работает художником в театре оперетты в Самаре, там же для выставки художников-ахровцев пишет картину «Мотыжницы», которая была приобретена закупочной комиссией АХРа. Из Самары вскоре перебирается в Сызрань, но преподавание рисования и черчения в школе для взрослых его не устраивает. В 1933 г., во время гастролей в Сызрани Пензенского драматического театра Александров приглашается туда в качестве художника-оформителя. Это является началом своей карьеры как театрального художника.

В 1936 г. С. Александров приезжает в Оренбург, становится глав­ным художником Областного драматического театра им. М. Горького. С тех пор почти сорок лет жизни и творчества художника оказывают­ся неразрывно связанными с театром. Многое зависело от тесной и верной многолетней дружбы с другим художником в театре Дмитри­ем Николаевичем Фомичевым. Каждый из них обладал яркой твор­ческой индивидуальностью, у Александрова был сугубо живописный подход к театрально-декорационной работе, он наследник лучших традиций таких мастеров театрально-декорационного искусства, как К.Коровин, А.Головин, Ф.Федоровский, П. Кончаловский.

Около 200 спектаклей оформил художник за свою жизнь. Это огромный труд, стоивший художнику нервного и умственного напряжения. Александрову чужд шаблон в театрально-декорационном ис­кусстве, повторение найденных приемов. При оформлении каждого нового спектакля он ищет и находит новые средства выражения. При этом он чужд каким-либо формалистическим заскокам. Реалистическая ясность — основа творчества С. Н. Александрова. В числе наиболее удачных спектаклей, оформленных С. Н. Александровым, следует назвать «Великий государь» В. Соловьева, «Сын рыбака» В. Лациса, «Дикарка» А. Островско­го, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Власть тьмы» Л. Толстого, «Кремлевские куранты» Н. Погодина, «Емельян Пугачев» В. Пистоленко «Отелло» В. Шекспира, «Петр I» А. Толстого, «Ревизор» Н. Гоголя.

Живописи С. П. Александров посвящал только часы досуга. Но за долгие годы художник успел и в этом виде искусства проявить себя. В его собрании представлены тематические картины, пейзажи, портреты, натюрморты.

В портретном творчестве ху­дожника видна определенная целеустремленность — за­печатлеть в искусстве прежде всего деятелей культуры, работни­ков науки, литературы и искусства. Его портреты точны по сходст­ву и убедительны по внутренней характеристике. Среди них — портреты заслуженных артистов А. Покидченко и Н. Плешкова, заслуженного деятеля искусств Д. Фомичева, художника Ф. Живаева, поэта А. Возняка.

Заслуги С. Н. Александрова высоко оценены правительством. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ему присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР (1957 г.).

В последние десятилетия жизни, уйдя из театра, художник растворяется в своей любви к природе, именно в ней находит самую большую красоту и радость, именно в ней — отзвук каждого движения его души. Возраст, болезни препятствовали поездкам, мир ограничился окрестностями Новосергиевки, где он лечился, видом из окна его квартиры и лужайки около крохотной дачи на Сакмаре. Как откровение его признание: «Явле­ние?! Что это? Да просто — дерево, цветок, трава. Все диво, все явле­ние, только увидеть нужно». Пейзажи скромны, искренни, задушевны. Мягкая зелень деревьев, кустарников, чистое, высокое небо, масса све­та, воздуха. Он достигает совершенства во владении излюбленной им техникой пастели: бархатистость, мягкость звучания, чистота цвета создают особенное благородство и тонкость цветового решения.

Умер Серафим Николаевич 3 марта 1982 г.



Источник :

Александров Серафим Николаевич : [крат. биогр. справка, список лит.]  // Художники Оренбургской области : библиогр. указ. лит. / сост. Е. Гинтер. - Оренбург, 1982. - С. 38-40.

Библиография :

1.   Александров, С. Н. Каталог выставки произведений заслуженного деятеля искусств РСФСР С.Н. Александрова. Пастель / С. Н. Александров. - Оренбург : Южный Урал, 1980. - 14 с. : ил.

2.    Серафим Александров (1907-1982). Живопись. Графика. Театрально-декорационное искусство  : альбом / сост.: Л. С. Медведева, В. А. Щуренкова, А. Н. Степина. - Оренбург : Оренб. кн. изд-во им. Г.П. Донковцева, 2014. - 144 с. : ил.

3.   Серафим Николаевич Александров, Заслуженный деятель искусств РСФСР : каталог выставки / Оренб. обл. музей изобраз. искусств. - [Оренбург], 1970. - 30 с. : ил.

4.   Варламов, С. А. Серафим Николаевич Александров // Варламов, С. А. Записки о художниках. Оренбургские пейзажи / С. А. Варламов ; сост.: Л. С. Медведева, И. В. Смекалов. - Оренбург : Оренб. обл. музей изобразит. искусств, 2014. – С. 52-59.

5.   Медведева, Л. С.  «Движущая живопись» Серафима Алексндрова : беглые заметки к портрету театрального художника / Л. С. Медведева // Гостиный двор. - 2003. - № 12+1. - С. 84-87. : фот.

6.   Рябцева, М. Н. Когда фронтом становилась сцена : история Отечества - в истории театра / М. Н. Рябцева // Гостиный двор. - 2010. - № 31. - С. 341-350. : фот.

7.  Рябцева, М. Н.  Театральный снег : к истории декораций Оренбургского театра драмы / М. Н. Рябцева // Гостиный двор. - 2006. - № 20. - С. 295-306. : фот.

8.    Папыкин, А. И. «В одной песчинке видеть вечность...» // Южный Урал. - 2007. - 28 марта. - С. 9. : ил.

9.  Юбилейная выставка Серафима Александрова / подгот. Я. Третьякова // Оренбургское время. - 2007. - 12 сентября. - С. 8.

10. Павлова, Е.  Ему удалось все // Вечерний Оренбург. - 2007. - 12 сентября. - С. 10 : ил.