Партнеры


  Расширенный поиск

70 лет назад 2 июня 1947 года

родился Рашид Якубович Асаев, заслуженный художник России

Родился в Астрахани. В автобиографии художник пишет: «В да­лёких уголках памяти всплывают воспоминания о Волге, о большой воде, о семнадцатой пристани, куда меня водили братья купать­ся. Где стояли огромные суда волж­ской флотилии, которые приводи­ли меня в восторг своим величием и красотой. Мне было 6 лет, когда наша семья переехала из Астрахани, но из детской памяти отчётливо вырисовываются очертания высо­ких камышовых берегов, лиманы, полные таинств, тихий всплеск рыбы. Со всем этим пришлось рас­статься. Мою старшую сестру Надию после окончания финансово­го техникума направили по комсо­мольской путёвке в целинный край - Оренбургскую область, на важ­ную стройку Орско-Халиловского комбината. Так в 1953 г. я ока­зался с мамой и старшей сестрой в Новотроицке».

В Новотроицке, в городской изостудии под руководством ода­рённого художника, талантливей­шего педагога В. А. Кожевникова он получил первые уроки рисования и краеведения.

Первые детские впечатления от природы на пленэре описывает так: «Бескрайние просторы оренбургской земли, взгляд ищет опоры, а перед тобой до горизонта белый лист зимней степи. Дух захватывает! Какая погода! Дышится легко до голово­кружения. Я постепенно - и чем дальше, тем больше - влюблялся в Оренбуржье».

В 1967 г. стал студентом Чебоксарско­го пединститута художественно-графического факультета. Ини­циатором этого шага был В.А. Кожевников, сам получивший обра­зование в этом учебном заведении. После успешной защиты дипло­ма (дипломная работа «Ополченец. 41 год» экспонировалась на Всесо­юзной выставке дипломных работ) в 1973 г. мечта осуществилась, и Рашид поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И.Сурикова.

В институте Асаев прошёл шко­лу народного художника СССР, академика Российской академии художеств Ю. К. Королёва. Креп­кий, несколько жёсткий рисунок, композиционная изобретатель­ность, отсутствие небрежности - принципы учителя, которые стали стилеобразующимн в творчестве выпускника.

Дипломной работой Р. Асаева был проект оформления зала торжеств в здании Всесоюзной атте­стационной комиссии. Тему «Искус­ство, наука, труд» по замыслу вопло­щала серия торжественно-строгих, архитектурно-стройных натюрмор­тов с прямыми сюжетными реше­ниями.

На второй областной молодёж­ной выставке в 1981 г. натюр­морт «Искусство» (1980 г.), возродившийся из дипломной серии, стал одним из самых интересных в выставочном пространстве. Автору при­суждена 1-я премия. Натюрморт был приобретён Оренбургским му­зеем изобразительных искусств и сразу стал частью постоянной му­зейной экспозиции.

После института, в 1979 г., молодой художник-монументалист, полный творческих планов и го­товый свернуть горы, приезжает в Оренбург. В те годы профессия художника, действительно, была престижной, а творчество монументалиста востребованным (шла ори­ентация на монументальные формы искусства, связанные с городской средой, с архитектурой).

Строился газзавод, и вместе с этим гигантом обновлялся город, появлялись новые районы, проспекты, здания. Именно в 70 - 90-е годы создаются самые известные и самые яркие произведения городского монументального искусства. В Орен­бурге крупнейшие, самые знаковые монументальные проекты выполня­лись Рашидом Асаевым. Он рабо­тал напряжённо, с полной отдачей сил. Его мозаичные панно украсили новые городские объекты: Дворец культуры «Газовик» (1983 г.), тор­говый комплекс «Радуга» (1982 г.), рынок в Степном посёлке (1989 г.), стадион «Динамо» (1988 г.). Мо­нументальные росписи выполня­ются для городской станции юных техников (1979 - 1981 гг.), музея Ю. А. Гагарина в бывшем лётном училище, для библиотеки Н. А. Некрасо­ва (1983 г.), муниципальной клинической больницы № 5 (1991 г.).

В работах 80-90-х гг. он смог в полной мере реализовать своё стремление высказаться как художник-монументалист, создав произведения высокого художественно­го уровня и подлин­ного гражданского звучания.

Последние крупные монумен­тальные проекты Р. Асаева были связаны с оренбургскими драмати­ческими театрами. В начале 90-х гг. выполнено восемнадцать эски­зов для Татарского драматического театра им. М. Файзи, которые вклю­чают в себя клеммы на стенах, ро­спись потолка, занавес. Художник прошёл сложный процесс поиска своего отношения к национальным художественным традициям, которые он по-своему претворил в об­новлённом смысловом содержании в целостные декоративные компо­зиции.

Высокая колористическая куль­тура, современные изобразительные приёмы отличали проект 2006 г. - росписи межэтажного простран­ства в новом здании Оренбургского драматического театра им М. Горь­кого. По замыслу автора несколько панно должны были украсить стены маршей лестниц и выступать прелю­дией к театральному действу.

Картины Р. Я. Асаева находятся в Государственной Третьяковской галерее, Пермской картинной гале­рее, Оренбургском музее изобразительных искусств, в частных со­браниях России и за рубежом. В 1986 г.  в фонды Третьяков­ской картинной галереи поступил «Портрет сына Тимура» (1985 г.), выполненный с любовью и нежной отцовской привязанностью к сыну. Портрет дочери Маши «Крепкий сон» (1985 г.), посвящённый вели­кому празднику, где соединился салют Победы со счастьем мирного сна ребёнка, находится в коллекции Оренбургского областного музея изобразительных искусств, как и многие другие работы художника.

 Р. Я. Асаев - участник многих вы­ставок – международных, всесоюзных, областных. В 1982 г. на Всесоюзной художественной выставке «Молодость страны» ху­дожник показал пять натюрмортов: «Строительство», «Авиация», «На­вигация», «Космос», «Искусство». Натюрморты экспонировались на Международной вы­ставке «Биеннале 82» во Франции, были участниками художественной выставки в Дни искусства России в Италии.

Плодотворной оказалась поездка в том же году на творческую дачу «Сенеж». Палитра  художника стала богаче и разнообразнее. «Интерьер в «Сенеже» (1982 г.)

В 2008 г. получил Почетную гра­моту Министерства культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области. 



Источник :

Асаев Рашид Якупович // Оренбургская биографическая энциклопедия / сост. Л. Н. Большаков. - Оренбург : Оренб. кн. изд-во ; Москва : Русская кн., 2000. - С. 24.

Библиография :

1.       Рашид Асаев. Живопись: монументальная, станковая, декоративная: альбом. – Екатеринбург: «ИПП «Уральские рабочие», 2014. – 144 с.

2.       Асаев Рашид Якупович // Всероссийский пленэр в Бузулукском бору  : каталог / Оренбургское обл. отделение Всерос. творческой общ. орг. «Союз художников России» ; сост. А. М. Кальвина. - [Оренбург], 2012. – С.  8-9.

3.       Рашид Асаев  // Десять художников Оренбурга : живопись. Графика. Скульптура : каталог [выст.] / сост. Г.Г. Копылова. - М. : Сов. художник, 1986. – С. 2-5.

4.       Асаев Рашид Якупович // Художники Оренбуржья : альб. / Оренб. обл. отделение Всерос. творческой общ. орг. «Союз художников России» ; авт.-сост. А. М. Кальвина. - Оренбург : Оренб. кн. изд-во им. Г.П. Донковцева, 2015. – С. 257.

5.       Бушухина, И. В.  «Тяга к пространству, воздуху, небу...»  / И. В. Бушухина // Гостиный Двор. -  2014. - № 47, декабрь. - С. 356-362. 

6.       Свирина, Н. В. Оренбург XVIII - XX веков : архитектурно-художественные аспекты / Н. В. Свирина // Гостиный двор. - 2005. - № 17. - С. 24-74.

7.       Свирина, Н.  В. Восхождение / Н. В. Свирина // Гостиный двор. - 1997. - № 5. - С. 123-129. : ил.

8.       Ломанцова, И. Роспись на века  / И. Ломанцова ; фот. В. Гуньков // Оренбуржье. - 2014. - 1 октября. - С. 13.

9.       Хаялина, Ф. Омытая дождями  // Вечерний Оренбург. - 2004. - 4 ноября. - С. 9.

10.     Бигеев, И.  В душе художника жива природа  / фото В. Втюрин // Южный Урал. - 2001. - 3 июля. - С. 4.