Партнеры


  Расширенный поиск

105 назад 12 мая 1912 года

началась практическая общественная деятельность Оренбургского мусульманского женского общества.

Первая русская револю­ция 1905 г. существенно повлияла на подъем мусульманского национального движения в Оренбургской гу­бернии. После манифеста 17 октября 1905 г., провозг­ласившего свободу печати, в крае начали выходить пер­вые издания на татарском языке. Активизировалось и освободительное движение среди женщин-мусульманок.

В целом ряде населенных пунктов, и Оренбурге тоже, появились женские школы на основе нового метода обучения, получившего на­звание «джадидизм».  Он возник во второй половине XIX века, став важным эта­пом развития общественной мысли формирования наци­онального самосознания и идеологии татарского наро­да

В марте 1912 г. несколь­ко прогрессивно настроен­ных татарок подали на имя оренбургского губернатора генерал-лейтенанта Н. А. Су­хомлинова прошение об организации в губернском центре мусульманского жен­ского общества.К прошению прилагался устав, который был внесен в реестр обществ и союзов губернии.

11 мая 1912 г. был зарегистрирован устав новой благотворительной и культурно-просветительской орга­низации - Оренбургского мусульманского женского общества. Его учредительницами выступили основательница и директор первой мусульманской женской новометодной школы в Оренбурге Фатима Миркамилевна Адамова, её дочь и преподавательница той же школы Зайнаб Мустафиевна Адамова, первая мусульманская жен­щина-врач в России Биби-Разия Тазетдиновна Сулейманова (Кутлуярова), жена члена Оренбургского окружного суда и родная сестра основателя татарского театра Рабига Батыргиреевна Мухамедьярова (урождённая Кудашева), жена татарского драматурга, заведующего типографией «Вакыт» Яруллы Вали и дочь крупного золотопромышленника, издателя, поэта, депутата Государственной Думы Зайнаб Мухаммедзакировна Рамиева, потомствен­ная почётная гражданка Хадича Мустафиевна Кутлубулатова, жёны татарских предпринимателей Фахрильбанат Мустафиевна Тенишева, Фатима Ураева и Махфуза Юсифовна Хусаинова.

С 12 мая 1912 г. началась практическая об­щественная деятельность Оренбургского мусульманс­кого женского общества, что означало знаменательное историческое событие в жиз­ни татарок.

В уставе было прописано, что общество должно просвещать мусульма­нок и оказывать нуждаю­щимся женщинам и детям материальную помощь. Для достижения этих целей ему предоставлялось право из­давать и распространять произведения, иметь каби­нет (зал) для чтения, откры­вать народные библиотеки, ремесленные и другие шко­лы для девочек, устраивать санатории для бедных уча­щихся и старых женщин, орга­низовывать публичные лек­ции беседы, литературные вечера, курсы прикладных знаний.  И еще в документе был пункт о приобретении «на свое имя посредством покупки, дара и духовного завещания движимое и не­движимое имущество», кото­рый сыграл выдающуюся роль в практическом осуще­ствлении задач. В первые пять лет существования об­щества в Оренбурге и губер­нии нашлось немало сердо­больных и прогрессивных людей, духовно и материаль­но поддерживающих дея­тельность Оренбургского мусульманского общества. Это купцы, торговцы, чиновники, приказчики, писатели, поэты, журналисты, артисты, изда­тели, преподаватели медре­се «Хусаиния».

Материальная база обще­ства была солидной. К октяб­рю 1913 г. в его кассе име­лось 2000 рублей. По тем вре­менам это огромные деньги. Да и сами учредители входи­ли в категорию состоятель­ных людей Фатима и Зайнаб Адамовы были почетными гражданами г. Оренбурга, Зай­наб Рамиева - дочь золотопромышленника, известного татарского поэта Дарменда. Махфуза Хусаинова - внучка купца 1-й гильдии, благотво­рителя, мецената, организа­тора в России обучения по но­вому методу. Свое состояние в миллион с лишним рублей Г. Хусаинов отдал для просве­щения татарского народа. Розия Кутлуярова-Сулейманова - врач, окончившая в Санкт-Петербурге высшие медицинские курсы, Рабига Мухомадиярова - жена стат­ского советника. Все эти жен­щины из числа учредителей общества были известными татарками в Оренбурге и гу­бернии.

Устав четко прописывал, кто имеет право быть чле­ном общества. Для вступления в него необходим был взнос в 50 рублей, а ежегод­ная плата составляла 3 руб­ля. Уже к концу 1913 г. численность организации достигла 150 человек.

Члены общества разделя­лись на две категории: дей­ствительные и почетные. Первые вносили в кассу об­щества оговоренную сумму ежегодно, а вторые делали более значительные денеж­ные пожертвования

Надо отдать должное орга­низаторам утвержденный устав не был лишь благим намерением - он неукосни­тельно осуществлялся на практике. Председателем общества стала выдающаяся деятельница женского та­тарского движения Фатима Адамова, которая до 1925 г. была директором Орен­бургской женской школы.

Реализуя свои уставные задачи, 15 декабря 1912 г. Оренбург­ское мусульманское женское общество открыло школу кройки и ши­тья для того, чтобы дать единоверкам возможность самостоятельно­го заработка. На протяжении 10 месяцев, с 1 января по 1 июня и с 1 августа по 1 января, здесь ежегодно обучались рукоделию 10 плат­ных и 20 бесплатных учениц, при приёме которых отдавалось пред­почтение вдовам и сиротам. Занятия проводились ежедневно, кроме пятницы, с 9 часов утра до 3 часов дня.

Заведующими школой были одновременно Зайнаб Альмашева и Фахрильбанат Тенишева, а учительницей - Хмелевская. Весь необходимый инвентарь закупили на средства организации или пожертвовали её члены: 4 ножные швей­ные машины, 3 больших закроечных стола, 3 манекена, гладильную доску с 2 утюгами, ножницы, напёрстки, иголки, булавки, ли­нейки и сантиметры, карандаши, резинки, мебель, посуду и другие предметы обстановки. Жены торговцев мануфактурой нередко при­носили из дома для занятий и отрезы разнообразных тканей: шер­стяной материи, ситца, саржи и коленкора. Школа принимала частные заказы на пошив одежды: нижнего белья, дамских сорочек, пла­тьев, юбок, фартуков, детских и мужских рубашек, пальто и др. Го­товая продукция реализовывалась, что позволяло частично покры­вать расходы на содержание учебного заведения и приобретение но­вых расходных материалов.

5 октября 1913 года «Оренбургская газета» писала: «Рост самосознания мусульманской женщины выдвигает на очередь вопро­сы, связанные не только со школьным обучением, но и с освобождением мусульма­нок от экономической зави­симости от мужчин».

Многие члены женского общества на общественных началах работали в национальной библиотеке, создан­ной в октябре 1906 г. и ныне носящей имя Хусаина Ямашева. Она постепенно становилась центром культурно-просветительской де­ятельности женского обще­ства. Комплектование биб­лиотеки книгами, журнала­ми, газетами тоже входило в его задачи. В просвещении оренбургского мусульманс­кого населения ведущую роль играли писатели и по­эты, которые в последующие годы стали известными людь­ми в татарском литературном мире.

Большое значение имела и социальная поддержка в виде бесплатного лечения учениц всех женских татарс­ких школ. Этим делом зани­малась Розия-ханум Сулейманова, а русские женщины-врачи всегда были готовы прийти на помощь, потому что многонациональное на­селение Оренбурга жило дружно

Члены Общества горячо приветствовали свержение самодер­жавия. На экстренном многолюдном собрании 23 (10) апреля 1917 г. после оживлённых прений они решили направить телеграмму со сло­вами поддержки Временного Правительства: «Петроград, министру-председателю князю Львову. Оренбургское мусульманское женское общество в лице своих членов приветствует новое правительство, же­лает успеха на пользу Родины и присоединяется к общему голосу всех гражданок, требующих во имя справедливости открыть женщинам доступ в Учредительное Собрание». Тем самым, оренбургские му­сульманки активно включились в движение за равноправие женщин.

23 апреля 1917 г. Оренбургское мусульманское женское общество из­брало 3. М. Адамову своей делегаткой на Первый Всероссийский му­сульманский съезд, который проходил в Москве с 1 по 11 мая 1917 г. Она получила наказ добиваться от Временного Правительства допус­ка женщин к выборам в Учредительное Собрание, открытия для му­сульманок специализированных государственных учреждений - про­фессиональных школ, богаделен, приютов для подкидышей и др. Чле­ны Общества призывали оренбургского муфтия оказать воздействие на мусульманское духовенство для обеспечения объективности при решении бракоразводных дел.

После Февральской революции деятельность благотво­рительной организации заметно активизировалась: было решено от­крыть курсы для неграмотных взрослых мусульманок по типу вос­кресных школ, мусульманскую женскую библиотеку-читальню, ясли-приют, развернуть просветительскую работу среди женщин Казахста­на и Средней Азии и направить в аулы образованных девушек. Од­нако реализации этих планов помешали октябрьская революция 1917 г. и Гражданская война, с началом которых Оренбургское мусульман­ское женское общество прекратило своё существование. Тем не менее, его деятельность осталась яркой страницей в истории женского дви­жения на территории Оренбургского края, примером успешной реа­лизации общественных инициатив.



Источник :

Бектемиров, Ф.  У татарских женщин была своя маленькая революция // Южный Урал. - 2007. - 5 октября. - С. 4.

Библиография :

1.     Бакирова, А. М.      Мусульманские благотворительные и культурно-просветительские общества начала XX века (на примере Оренбургской и Уфимской губерний) / А. М. Бакирова // Диалог культур : евразийский опыт и региональная специфика / отв. ред. С.Н. Летута. - Оренбург : ОГУ, 2009. – С. 81-88.

2.     Денисов, Д. Н. Создание и деятельность Оренбургского мусульманского женского общества // Роль женщины в полиэтничном пространстве региона : к 100-летию Оренбургского мусульманского женского общества : материалы круглого стола / В. В. Амелин [и др.]. - Оренбург, 2013. – С. 87-92.