Авторское право © WWW : Областная библиотека им. Н.К.Крупской Оренбург
Перепубликация материалов,возможна только с устного или письменного разрешения Администрации сайта !
Название статьи , Опубликовано Библиотека » Фонды и каталоги » Коллекция редких нотных изданий
12.09.2011 16:02

В отделе нотно-музыкальных изданий ОУНБ им. Н. К. Крупской есть фонд редких нот, в котором насчитывается 588 экземпляров изданий XIX - середины XX вв., в том числе 167 экземпляров нот дореволюционных изданий.           В отделе нотно-музыкальных изданий ОУНБ им. Н. К. Крупской есть фонд редких нот, в котором насчитывается 588 экземпляров изданий XIX - середины XX вв., в том числе 167 экземпляров нот дореволюционных изданий. Это уникальный фонд, в составе которого находятся прижизненные издания П. И. Чайковского, А.Н. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Л. Бетховена, Э. Грига, Ф. Шопена и других русских и зарубежных авторов, изданные ведущими издательствами того времени: П. Юргенсона, М. Беляева, А. Гутхейля, Л. Идзиковского, К. Петерса, нотоиздателскими фирмами «В. Бессель и К*», «Детлаф и К*», «Майзель и К*» и другими.

           Главным лозунгом издателей был девиз: издавать много популярных сочинений, которые бы охотно и быстро раскупались, а доход от их продажи пускать не только на расширение дела, но и на издание лучших произведений русских и зарубежных композиторов, спрос на которые в силу сложности материала был ограничен. Ярким примером этого может служить сотрудничество П. И. Чайковского с издателем П. Юргенсоном. Издавая все произведения композитора, П. Юргенсон шел на убытки, искренне веря в гениальность П. Чайковского. В нашем фонде 32 названия прижизненных изданий произведений П. Чайковского, изданные в типографии П. Юргенсона. Вот некотрые из них: «Полное собрание сочинений», «Собрание сочинений», «Сочинения», клавир оперы «Евгений Онегин», оперы «Пиковая дама» в переложении для фортепиано. Э. Лангера, «Чародейка» в переложении для фортепиано. А Губерта , 5-я и 6-я симфонии, отдельные романсы и арии из опер. Интерес представляют издания нот периода 1914-1917 гг. В основном это песни гражданского звучания, вышедшие в серии «Народные песни освободительного движения»: «Интернационал», «Варшавянка», «Красное знамя», «Русская Марсельеза», «Смело, товарищи!», «Международный сборник революционных песен».

          Издания 20-х – 40-х годов XX века представлены произведениями популярных русских и зарубежных композиторов для всех видов исполнительства, педагогический и концертный репертуар, клавиры, партитуры, песенники, отдельные романсы и песни. Наряду с творениями композиторов-классиков, в фонде хранятся произведения классиков советской музыки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна. Широко представлена массовая песня, получившая тенденцию к простоте, общительному мелодизму, стремление композиторов говорить с народом на понятном ему языке, Лидирующее положение заняла композиторская песня И.Дунаевский, М. Блантер, Н. Богословский, Б. Мокроусов, В. Лебедев-Кумач, Ю. Милютин - преобладают песни из кф., композиторов И. Дунаевского «Волга – Волга» , «Весна», «Моя любовь», «Веселые ребята»,«Три товарища», «Путь корабля», «Цирк», Дм. Покрасса «Девушка с характером», В. Соловьева-Седого «Первая перчатка», Т. Хренникова «Свинарка и пастух», Н. Богословского «Истребители», «Остров сокровищ», «Два бойца». Вокальная лирика представлена романсами, активными чертами которых является тяготение к русской классической поэзии, сближение романса с песней. М.Глинка «Я помню чудное мгновенье», Н. Римский-Корсаков «То было раннею весной», «Редеет облаков летучая гряда», А. Даргомыжский «Восточный романс», «Ночной зефир струит эфир», «Тучки небесные», П. Чайковский «Слеза дрожит», «Нам звезды кроткие сияли», «День ли царит» и много других. В творчестве композиторов периода Великой Отечественной войны актуальной становится патриотическая тематика, пронизанная верой в грядущую победу. Этим произведениям военных лет независимо от жанра, присуща глубокая эмоциональность, сердечность. Отметим некоторые из них: Б. Мокроусов «Илья Муромец и Идолище поганое», В. Соловьев - Седой. Избранные песни (1941-1945), А. Новиков «Колыбельная» из кф. «Боевые подруги», Т. Хренников «Песня о Москве» из кф. «Свинарка и пастух», М. Блантер «В лесу прифронтовом», Н. Богословский «Любимый город» из кф. «Истребители», «Темная ночь» из кф. «Два бойца». В большом количестве представлены учебные пособия: Н. Брюсова «Как научиться петь по нотам», В. Дронов «Сольфеджио» И. Дубовский «Курс гармонии», М. Иванов-Борецкий «Музыкально-историческая хрестоматия», Е Милькович» Систематизированный вокально - педагогический репертуар» и др. Редкий фонд нотных изданий сформирован в основном из частных коллекций, подаренных библиотеке жителями города. Бережно хранит библиотека бесценный дар потомков семьи оренбуржца Павла Петровича Васильева, композитора и общественного и музыкального деятеля, собирателя народных песен Оренбургской области Павла Петровича Малого, преподавателя ДМШ Л. Камышниковой и др.

URL / WWW
http://orenlib.ru/index.php?dn=article&to=art&id=99